On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]

Саамско-русский и Русско-саамский словари

О Съездах саамов Мурманской области

ООН и коренные народы, кратко о международных правилах и нормах.

Часто мы озлобляемся на людей прямодушных и открытых за то, что они прямо обличают наши неправды. Такими людьми надо дорожить и прощать им, если они смелою речью обрывают наше самолюбие. Это врачи, в нравственном смысле, которые острым словом обрезывают гнилости сердечные и, чрез пробуждение нашего самолюбия, производят в душе, омертвевшей грехом, сознание греха и жизненную реакцию.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский


Губернатор Мурманской области на совещании по рыболовству в Правительстве РФ предоставила неправильную информацию!
Тема форума саами

АвторСообщение
Valentina
Верховный Главнокомандующий




Сообщение: 10
Настроение: отличное
Зарегистрирован: 21.03.09
Откуда: Россия, Ловозеро
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.05.09 10:09. Заголовок: Сийт и саамский парламент в старой России. Ю.А. Калстад


Я буду говорить о старом саамском сийте и старом саамском парламенте в России. Но вна¬чале немного о коренных народах и положении коренных народов. Саамы — коренная народность; они населяли Сапми до того, как там расселилось доминирующее население (русские, шведы, нор¬вежцы и финны) и до возникновения национальных государств и проведения государственных гра¬ниц. Другая черта, отличающая положение корен¬ных народов, — это незначительное или никакое влияние на свою жизненную ситуацию (в эконо¬мическом, социальном и культурном аспектах) и то, что коренная народность во всякое время под¬чинена политике и собственному разумению на¬ционального государства.
Если посмотреть на политику норвежского национального государства в отношении саамов, мы обнаружим следующее развитие: с 1850-х по приблизительно 1950 годы политика имела яв¬ные черты активной норвегизации. В послевоен¬ные годы на смену ей пришло нечто, что мы могли бы назвать норвежской политикой равенства. Теперь между народами не должно было быть различий. Саамской культуре теперь не чинили прямых препятствий, она почти не существовала во всей политике. Только к концу 1980-х было определено конституционное положение саамов (саамский закон 1987 года и дополнение к Кон¬ституции Норвегии, принятое в 1988 году), и толь¬ко теперь саамы стали рассматриваться как осо¬бая народность в национальном государстве Норвегия. Государственная политика норвегизации имела много последствий, как, например, ут¬рата языка и культуры, и в не меньшей степени то, что многие саамы научились презирать свое про¬шлое. Впоследствии король от имени государ¬ства Норвегия принес саамам извинения и при¬знал, что национальное государство Норвегия основано на территории двух народов: саамов и норвежцев.
Что касается Российского государства и поли¬тики России в отношении коренных народов и в особенности саамов, то я много говорить не буду. Начнем с Михаила Сперанского, Около 1820 года он был одним из ближайших советников царя Александра I. Он внес несколько предложений о реформах, и некоторые из них получили форму закона. В 1822 году вышел закон об управлении коренными народами, который в 1892 году был расширен до Уложения о коренных народах. Законы были направлены на защиту от произвола, охрану культуры коренных народов и развитие самоуправления. Получили ли эти законы какое-либо значение для саамов, сказать трудно. Воз¬можно, идеи Сперанского имели немалое значе¬ние для реформ царя Александра II (1855—1881). Его реформы, по-видимому, дали
положитель¬ный эффект для саамов Кольского полуострова, о чем мы еще будем говорить. С другой стороны, этот же царь выдвинул предложение об усиле¬нии колонизации Кольского полуострова. Два следующих и последних царя были Александр III и Николай II (5881-1917). Представляется, что помимо названного закона от 1892 года во вре¬мена их правления произошло не так много. В первые годы после революции многие предста¬вители советского государства пытались фор¬мировать новую политику в отношении корен¬ных народов. В социалистическом контексте малые народы должны были сохранить свой язык и культуру. Был, например, создан саамский алфавит/письменность, изданы саамские учебни¬ки, созданы саамские школы, велось преподава¬ние саамского языка и т. д. Предлагалось также создать собственные саамские территории. В 1997 году я встретил коллегу — одного из архи¬текторов саамской политики на Кольском полу¬острове — Захария Чернякова. Он сказал: «У нас стало что-то получаться, но преемник Ленина всё испортил». В 1936—1937 годах этому периоду определенно пришел конец, и последствия даль¬нейшей политики все мы видим и знаем. Сегод¬ня мы вновь вступили в новый период. Изданы новые федеральные законы. Они может быть дадут новые возможности для продолжения стро¬ительства саамского общества на Кольском полуострове. Однако не всегда достаточно толь¬ко законов. Необходимы деньги, знания и пони¬мание со стороны федеральных политиков и чи¬новников, а также объединенные усилия других стран.
И немного о царях в совсем давние времена. Представляется, что во многих правовых спорах они становились на сторону саамов. Например, когда появились монастыри в Печенге и Коле, куп¬цы и жители Колы начали хозяйничать на саам¬ских землях. Я взял с собой копию грамоты Петра Великого (1697). В конфликте, возникшем у Нуеттявр сийта и Суеннел сийта с жителями и мона¬стырем в Коле, царь встал на сторону саамов и подтвердил права сийта. Этот и многие другие документы можно было найти в архиве Суеннел сийта. До военных действий 1944 года архив на¬ходился у сийт шурр (старосты). Сегодня он на¬ходится в государственном архиве в Хельсинки.
Как мы видели, отношение государства к саа¬мам было переменчивым, как ветер. Рассмо¬трим наиболее благоприятную эпоху в истории Кольских саамов. Как известно. Финляндия по¬лучила свой саамский парламент в 1973 году, Норвегия - в 1989 и Швеция - в 1993. Парла¬менты являются частью конституционного, или государственного строя этих стран. Но мало из¬вестно, что в России более чем за 100 лет до Скандинавских стран было создано то, что мы уверенно можем назвать саамским парламен¬том. В действительности это было связано с со¬зданием собственной саамской волости с соб¬ственным собранием представителей. И именно эту систему я позволил себе назвать саам¬ским парламентом. Создание саамской волости с выборным органом народного представительства было, по-видимому, связано с широкой ре¬форматорской деятельностью Александра II, ко¬торый правил с 1855 по 1881 год. Одной из его реформ было введение местного самоуправле¬ния (1864). По-видимому, создание саамской волости было вариантом реформы самоуправле¬ния. Саамская волость была создана в 1866 году и, возможно, все заработало в 1868. Когда саам¬ская волость была распущена, мне неизвестно, но кажется, она функционировала до начала XX века, возможно, вплоть до революции. В отличие от скандинавского саамского парламента, который является только консультативным органом, пар¬ламентская система России включала большую степень самоуправления. Российские саамы пользовались большой свободой в том, чтобы самим решать свои дела. Парламентская систе¬ма не только имела большую степень самоуправ¬ления, но на всех уровнях саамские обычаи и правовые нормы были определяющими во всей работе. В 1870-е годы правовые представления и обычаи российских саамов были собраны и изданы в книге А. И. Ефименко «Юридические обычаи лопарей» (1878). Книга была выпущена в помощь администрации и судам.
Рассмотрим структуру саамской волости с ее выборным представительным органом. Кольские саамы относились к Александровскому уезду, который входил в состав Архангельской губер¬нии. Администрация Александровского уезда находилась в городе Коле. Здесь жил полицмей¬стер, и здесь располагался суд. В Александров¬ском уезде у саамов была своя волость (Кольско-лопарская волость). В административном отношении саамская волость была совершенно независима от остального населения. В свою очередь саамская волость была поделена на несколько обществ. Это были Печенгское, Екостровское, Вороньинское и Понойское общества. В отношении последнего (Понойского) я не со¬всем уверен: возможно, оно представляло собой отдельную административную систему. Каждое общество состояло из нескольких сийтов (пого¬стов), и каждое общество имело выборного саам¬ского лидера (сельский староста, или колм сийт шурр).
А теперь рассмотрим сам состав собрания. В администрацию собрания входили:
старшина, он был управляющим саамской во¬лостью и председателем на заседаниях собрания;
заседатель, он был помощником управляюще¬го/председателя;
писарь, он был секретарем саамской волости и вел протокол заседаний.
Эти трое были русскими. Они назначались собранием, которое также определяло им жало¬ванье. Если они хорошо работали, им увеличива¬ли жалованье. Если они работали плохо, их сни¬мали с должности. Затем — саамские лидеры различных обществ, затем — выборные предста¬вители сийтов (погостов): по одному от неболь¬ших и по два от больших и, наконец, в админист¬рацию собрания входил представитель царя (чиновник по крестьянским делам) — этакий «ло¬парский фогд». У него была двоякая роль: он должен был быть и царским инспектором, и представлять интересы саамов перед властями. Од¬ним из этих чиновников был господин Мухин. И он был, якобы, очень популярным и хорошим хода¬таем Кольских саамов.
Собрание представителей саамской волости (кола(дак) соббарь, или коулногкрьяарк соббарь) собиралось ежегодно 25 января в городе Коле. (В 1867 году город составляли 92 дома и 500 жителей). Согласно григорианскому календарю, который используется сегодня, 25 января будет 6 февраля, а это, как известно, — Национальный день саами. Когда надо было начинать заседание, по улицам выкрикивали: «Собирайтесь в соббарь/ суйм». На заседании проходили обсуждения и принимались решения. То, что не касалось чисто внутренних дел сийта, отсылалось дальше рус¬ской администрации. Возможно, что протоколы и документы этих заседаний сохранились и, может быть, находятся в Архангельске или в Москве.
Я не стану ничего говорить о том, следует ли в России создать новый саамский парламент. Это должны решать сами Кольские саамы, оценив потребности и возможности.
Как мы видели, сийт был основой саамской волости и собрания представителей. Далее я скажу несколько слов о старом и традиционном сийте и о его организации. Тема эта очень широ¬кая, но здесь я только остановлюсь на нескольких основных моментах. Сведения о сийте и саам¬ской волости почерпнуты из архива Вэйно Таннера и его книги о скольтских саамах, проживавших на западе от Кольского фьорда и реки Туломы. Все саамы исторически связаны с одним или не¬сколькими сийтами. Род моего отца, например, про¬исходит из прежнего сийта Сиркас в Швеции, а с материнской стороны — из сийта Каутокейно в Норвегии. В своей старой и традиционной форме эти сийты давно распущены. Несколько сот лет назад, еще до того, как национальные государства всерьез стали интересоваться Сапми (земля Са¬ами), Сампи состояла из мозаики сийтов и сийтских областей. Сийты располагались бок о бок друг с другом, как большое лоскутное одеяло, и покрывали огромную территорию современной Скандинавии и России. Это были прежние Самеиднам, Самьяннам, Самьеммне, или Сапми. Сийты не управлялись и не были связаны между собой объединяющей центральной властью — способ управления, который мы находим в сегод¬няшних государственных образованиях. Отсут¬ствие объединяющего фактора делало Сапми особенно уязвимым для вмешательства со сторо¬ны европейских государственных образований с централизованным управлением и также для ко¬лонизации. В отличие от сийтов в России сийты в Скандинавии рано распались. В большой мере это объясняется различными формами вмеша¬тельства со стороны национальных государств. Россия проводила более толерантную политику, чем Швеция и Дания-Норвегия. Два вышеназ¬ванных государства ввели новые административ¬ные порядки, которые постепенно вывели саам¬скую сийтскую организацию из игры. Напротив, царь сделал сийтскую организацию частью сво¬ей администрации, и одновременно сийт получил широкие права самоуправления. Различие в проведении колонизации, в налоговой и торговой системах также способствовали тому, что Скан¬динавия оказалась более уязвима, чем Россия. Все это привело к тому, что сийт еще долго фун¬кционировал в качестве организации саамского общества в России — в некоторых случаях до начала XX века. Последним из тех, что функционировали традиционным образом, был Суеннел сийт (в районе реки Лотты). Во время последней мировой войны этот сийт оказался посреди ли¬нии фронта, и в 1943 году под аккомпанемент бомбардировок и автоматного огня народ был вынужден бежать в Финляндию. Как известно, Печенга принадлежала Финляндии с 1920 года, пока Советский Союз не вернул ее себе в 1944 году. Так завершилась история сийтов в Сапми — про¬цесс, который занял 300 лет с первого распада сийтов в Скандинавии.
Сийты состояли из территории сийта (сийть-яннам-сийтьеммне), народа и сийтского правле¬ния (сийт соббарь, или суйм). Старое название правления было «норас», во всяком случае у скольтов. В течение продолжительного периода осо¬бенно больших изменений не произошло, за ис¬ключением того, что несколько сийтов исчезло и несколько появилось. Управляло сийтом правле¬ние. Оно состояло из старосты (сийт шурр, оай-волмас), который избирался каждый раз на один год. В помощь себе он имел одного или двух помощников (десятские). В остальном правле¬ние состояло из глав каждой из семей. В некото¬рых сийтах заседания правления проходили в отдельном чуме (соббарь гуатт). Помимо выбо¬ров представителей на коладаг соббарь, лидеров обществ, а также избрания церковного старосты в самом сийте, у правления было три больших сферы деятельности. Мы можем назвать их: внут¬ренняя политика, внешняя политика, и они также должны были вершить суд.
Территория сийта принадлежала сийту, или коллективу, но как член сийта ты имел право пользоваться природными ресурсами сийта. Это по правилам и установлениям, принятым правле¬нием (сийт соббарь), главной задачей которого была забота о благополучии народа. Каждая се¬мья или род должны были иметь достаточно озер, рек, охотничьих угодий и, возможно, семужных мест в море, чтобы прокормиться. Как они должны были распределяться между семьями или родами сий¬та, решал сийт соббарь. Во многих сийтах посте¬пенно возникли более или менее постоянные родовые угодья. Из родовых угодий исключались, например, семужные промыслы у больших водо¬падов (Падун на реке Тулома) и охота на дикого оленя. Доход от того и другого принадлежал все¬му сийту. За исключением осенних пастбищ для домашних оленей все остальные пастбища были, как правило, общими для всего сийта. Сийт соб¬барь мог также уступать права людям, не принадлежавшим сийту, также людям из других стран. В 1908 году Пацйок сийт сдал в аренду семужный промысел горнодобывающей компании в Киркенесе. В пределах территории сийта люди меняли несколько сезонных стоянок. Обычно все соби¬рались вместе только зимой, в некоторых сийтах также в какое-то время летом.
Внешняя политика сийта состояла в отстаива¬нии суверенитета сийта по отношению к другим сийтам, в достижении договоренностей об исполь¬зовании одной или нескольких общих для сийтов территорий (куэйтмеерьяннам-йемне). Для это¬го у них был особый орган (куейтмеер соббарь). В кризисной ситуации случалось, что сийты объе¬динялись и вместе выступали против экспансии национального государства. Следует упомянуть также сказание об Акимелеке. В конце XVII века он объединил людей из трех сийтов западнее Ковдора и сражался против русских и норвеж¬цев. Сийт соббарь был также судебным органом сийта. Ранее сийт соббарь' имел судебные пол¬номочия во всех делах, но уже в 1517 году великий князь Василий попытался ограничить судебные полномочия. Тем не менее сийты долгое время имели широкие судебные полномочия. Большая часть дел решалась в сийт соббарь. Если здесь договориться не удавалось, то дело передава¬лось в коладаг соббарь и, возможно, далее в рос¬сийский суд. Только особо тяжкие преступления непосредственно передавались в российскую судебную инстанцию. Сийт соббарь пользовался большим авторитетом. Поэтому неудивительно, что пожилой саам из Пацйок сийта сказал в 1924 году: «Кто бы осмелился противостоять сийту соббарь».
Возможно, что некоторые знания о старом сий¬те могут быть полезны. Я думаю, например, о федеральных законах России, которые, между прочим, открывают возможности для создания общин (для коренных народов) и регистрации земель, использовавшихся предками, и в не мень¬шей степени как символ, способствующий разви¬тию национального самосознания.

ЛИТЕРАТУРА
1. Ефименко А. Я. Юридическiе обычаи Лопарей, Кореловъ и Самоьдовь Архангельской губернiи. — Зап. Имп. Русск. Геогр. общ. по отдьл. этногр. Т. VII, отдъ 2. Стр. 1. 1878.
2. Еfimenko А. I. Juridiskjie abitjai loparej. — 1878.
3. Nickul Karl. The Lappish Nation. - Indiana, 1977.
4. Nickul Karl. The skolt lapp community suenjelsijd during the year 1938. - Uppsala, 1948.
5. Таппеr Veino. Antropogeografiska studier inom Petsamo-omredet. 1. Skoltlapperna. - Helsingsfors, 1929.
6. Теgengrеп Не1теr. En utdod lappkultur I Kemi Lappmark. - Аbо, 1952.



Зри в корень! Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Новых ответов нет


Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Кольские карты