On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]

Саамско-русский и Русско-саамский словари

О Съездах саамов Мурманской области

ООН и коренные народы, кратко о международных правилах и нормах.

Часто мы озлобляемся на людей прямодушных и открытых за то, что они прямо обличают наши неправды. Такими людьми надо дорожить и прощать им, если они смелою речью обрывают наше самолюбие. Это врачи, в нравственном смысле, которые острым словом обрезывают гнилости сердечные и, чрез пробуждение нашего самолюбия, производят в душе, омертвевшей грехом, сознание греха и жизненную реакцию.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский


Губернатор Мурманской области на совещании по рыболовству в Правительстве РФ предоставила неправильную информацию!
Тема форума саами

АвторСообщение
Вендрю
администратор




Сообщение: 1259
Зарегистрирован: 05.03.09
Откуда: Россия, Мончегорск
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.11.11 23:19. Заголовок: Саамы постарели на две тысячи лет


http://norse.ru/history/common/saami-older.html
Саамы постарели на две тысячи лет

Саамы - древнейший народ на территории Европы. В описании древними летописцами саамского быта делается акцент на умение саамов предсказывать будущее и управлять силами природы.
Скандинавские археологи обнаружили на границе Финляндии и Норвегии древнее саамское поселение. Специалисты считают, что оно возникло окло полутора-двух тысяч лет назад. Самыми ранними среди обнаруженных находок являются каменные топоры, изготовленные, по оценкам историков Хельсинкского университета, около пяти тысяч лет назад. Они не только подтверждают лингвистическую гипотезу о том, что саамы как отдельный этнос существуют около трех тысяч лет, но еще больше "удревняют" их историю.

Самые ранние письменные упоминания о саамах относятся к I веку нашей эры. Римский историк Тацит называет саамов "феннами" и упоминает, что они занимаются охотой, живут в шалашах и не держат домашнего скота. Интересно, что на протяжении всего первого тысячелетия нет веских подтверждений того, что древние саамы занимались оленеводством. Одно из ранних документальных подтверждений оленеводства у саамов, проживавших в районе села Ловозеро, относится уже к 1866 году, когда переписчики подсчитали общее количество жителей и оленей в их домашних хозяйствах.

В труде "География" Клавдия Птолемея (II в. н.э.) впервые выделяются прибалтийские и скандинавские саамы (позднее названные "дикой лопью" и "финской лопью"). Этноним "лопь" или "лопари" в современной транскрипции появился в XII веке в трудах датского летописца Саксона Грамматика и впоследствии укоренился в европейских языках, став синонимом слова "саамы". Еще несколько десятилетий назад прозвище "лопарь" у кольских саамов считалось уничижительным и приравнивалось к оскорблению. В русских летописях саамы впервые упоминаются в XI веке ("лонь").

В описании саамского быта, которое оставил Саксон Грамматик, делается акцент на умение саамов предсказывать будущее и управлять силами природы. Эта последняя особенность не раз отмечалась в средневековых хрониках и дневниках скандинавских путешественников XVII-XVIII веков, считавших саамов сильными провидцами, которым подвластны основные стихии.

В течение двух тысячелетий саамы испытывали сильное влияние предков финнов, вепсов и карел, постепенно отходя на север Европы и все более изолируясь от других народов. В середине первого тысячелетия нашей эры единый язык, который использовали саамы, разделился на два основных диалекта: южный, поглощенный языками финно-угорских народов, и северный, положивший начало современным саамским диалектам.

Первая книга на саамском языке - карманный молитвенник - была издана в 1619 году, спустя 14 лет, в 1633 году, был издан саамский катехизис. В 1755 году свет увидел Новый Завет на саамском языке, а в 1811 году — полный текст Библии. В Советской России в 1933 году для саамов были выработаны нормы литературного языка на основе латинской графики. Однако уже в 1937 году язык саамов был внезапно запрещён и отменён. В 80-х годах прошлого века произошла попытка возрождения созданного в 30-х годах языка, но с письменностью на основе кириллицы. Особого успеха этот эксперимент не имел, так что в настоящее время в расписании начальных классов осталось несколько часов саамского языка.

Следует признать, что сейчас ситуация с саамским языком и традиционным укладом безрадостная. Этот народ — дитя природы, - долго сохранявший традиционный образ жизни, не создал огромной империи, не угнетал других народов, а жил своей жизнью, представлявшей собой постоянную борьбу с силами природы. Если пожилые саамы знают родной язык довольно хорошо, то молодежь понимает лишь отдельные слова и выражения. Курсы саамского языка восполняют этот пробел частично.

Наиболее заметные положительные перемены в жизни саамов, проживающих на территории России, начались в конце 1980-х годов, когда в село пришло новое поколение саамских учителей, и стали приезжать в гости скандинавские саамы, многие из которых искали родственников, оставшихся в СССР. И практически сразу же, в августе 1990 года, ГТРК Мурман начало выпускать передачи на саамском языке, ретранслировавшиеся на село Ловозеро и поселок Ревда.

Находки скандинавских археологов важны тем, что проливают свет на вопрос о происхождении саамов, до сих пор не очень ясное. Еще одна трудность для исследователей заключается в том, что по данным физической антропологии саамы выделяются среди народов, населяющих Скандинавию и Кольский полуостров, тогда как лингвистически и саамы, и финно-угорские народы достаточно близки. До недавнего времени лингвисты считали наиболее вероятной прародиной финно-угров районы Поволжья и Урала. Однако, согласно последним гипотезам скандинавских ученых, подкрепленным данными археологии, ареал обитания предков саамов расширяется на тысячи километров, простираясь от Уральского хребта до берегов Балтийского моря. Последняя же находка каменных топоров в древнем саамском поселении на границе Норвегии и Финляндии расширяет границы обитания древних саамов еще дальше на север.

Предки саамов занимали в прошлом весьма значительную территорию к югу и востоку от мест их теперешнего расселения, но постепенно были оттеснены на север другими народами (русскими, карелами, финнами, скандинавами). Так, еще в XVI-XVII веках кольские саамы населяли земли современной Карелии (в Новгородских писцовых книгах упоминаются Лопские погосты и Заонежье), а в конце XIX - начале XX веков они заняли почти весь Кольский полуостров, за исключением самой южной его части.

Но самые ранние следы протосаамской топонимики встречаются далеко за пределами Кольского полуострова, достигая своими южными границами верховий Волги. Существует предположение, что предки саамов, представляя более древнюю культуру, вобрали в свой язык лексику волжских народов. Впрочем, древнейшие топонимы, способные внести ясность в этот вопрос, бесследно растворились в позднейших языках. Так что, в отличие от северных границ расселения древних саамов (которые в свете упомянутых археологических находок в Скандинавии можно считать подтвержденными), теория "волжских протосаамов" с археологической точки зрения не имеет никаких оснований.

Зато в случае ее подтверждения саамы смогут претендовать на звание древнейшего населения, проживающего на территории Российской Федерации.

Автор: Л.Орлок

"Мы должны говорить и пытаться понять, даже когда нет никакой надежды!" из фильма "Бунт в Каутокейно" Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Новых ответов нет


Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 74
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Кольские карты