On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]

Саамско-русский и Русско-саамский словари

О Съездах саамов Мурманской области

ООН и коренные народы, кратко о международных правилах и нормах.

Часто мы озлобляемся на людей прямодушных и открытых за то, что они прямо обличают наши неправды. Такими людьми надо дорожить и прощать им, если они смелою речью обрывают наше самолюбие. Это врачи, в нравственном смысле, которые острым словом обрезывают гнилости сердечные и, чрез пробуждение нашего самолюбия, производят в душе, омертвевшей грехом, сознание греха и жизненную реакцию.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский


Губернатор Мурманской области на совещании по рыболовству в Правительстве РФ предоставила неправильную информацию!
Тема форума саами

АвторСообщение
ВВС
moderator




Сообщение: 717
Зарегистрирован: 07.03.10
Откуда: Россия, Ловозеро
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.06.12 01:36. Заголовок: О саамском рукоделии и ...


выставляю статью Е.С. Яковлевой и свои комментарии, оригинал можно прочитать здесь: http://saami.su/2010-08-16-08-13-05/narodnoe-rukodelie-kolskix-saamov.html

«Народное рукоделие Кольских саамов»

20 Июня 2012


 цитата:
Идея создания собственного фонда изделий саамских мастеров для возможности пропагандировать культуру своего народа пришла мастеру Лоскутовой Зинаиде Сергеевне. Изделия из личной коллекции предназначаются для показа на различных выставках, в музеях, учебных заведениях, библиотеках. Много раз предлагали Зинаиде Михайловне продать коллекцию за большие деньги, но Лоскутова безвозмездно передала ее Оленегорскому музею.

Народное рукоделие не индивидуально. Оно является частью вселенной, частью народа, с которым ты связан корнями, частью твоей семьи, твоей земли к которой ты привязан. Связь эту можно проследить через узоры, искусно выполненные руками народных умельцев.

Народ саами, сформировался в гармоничном единстве с суровой и ранимой природой и северной территорией. Прародитель и современный человек занимают центральное место во Вселенной. Осознание единства, согласно высказыванию «человек – дитя природы» побуждает человека к росту мировосприятия, воспитывает личные качества человека. Через творчество выражается дух народа, светится и растет его душа, передавая неоспоримую связь предков, сохраняя и приумножая культуру народа. Творчество неотделимо связано со всей историей народа, его обычаями, ежедневной хозяйственной деятельностью, фольклором.

Истоки творчества народа саами выявились жизненной необходимостью выживать в суровых условиях. Народ саами - это оленеводы, рыбаки, охотники. Народ вольный, свободный, перемещался по бескрайней тундре вслед за оленем, сохраняя популяцию рыб, птиц.

Саами вынуждены были изготовлять сами дома, домашнюю утварь, средства передвижения, а также практичную и удобную одежду. Полукочевой быт определил самый необходимый круг вещей для пользования. На фоне долгой и темной полярной зимы люди нуждались в ярких радостных красках и узорах. На раннем этапе формирования творчества в украшениях использовали сушенные ягоды, рыбьи косточки, оленьи рога, ракушки, жемчуг, добытый в реках. Сохраняются и живут традиции, приемы мастерства и технологии, которые складывались в течение столетий.

От поколения к поколению мастеров передаются наиболее выразительные пропорции и формы предметов, их орнамент, цветовая гамма. На основе исторического опыта и требований времени народные промыслы развиваются и изменяются. В результате, одни изделия народных промыслов отмирают, исчезают, появляются другие, формируются новые области мастерства. Меняется характер и ассортимент изделий, изготавливаемых мастерами.

Современным изделиям народных художественных промыслов свойственно яркое национальное своеобразие формы, орнаментации, колористического оформления, композиции. Изделия Кольских саамов отличаются прочностью, легкостью, функциональностью, простотой, сбалансированностью, чистотой исполнения, правильностью форм, красивым внешним видом. Колорит изделий выдержан в традиционных, ярких, глубоких, интенсивных тонах. Используемые цвета: белый, красный, синий, голубой, желтый, зеленый. Применяется традиционный экологически чистый материал. Изделия отличаются изящной узорностью геометрического орнамента.

В современных народных промыслах мастеров Кольских саамов изделия подразделяются по видам рукоделия:

1. мягкое;
2. твердое,
по типам рукоделия исходя из материала:
1. меховые изделия;
2. изделия из кожи;
3. вышивка бисером;
4. ткачество;
5. текстильные изделия;
6. плетение из корней;
7. вязание;
8. резьба по кости и рогу;
9. изделия из дерева, капа и бересты.

по назначению изделия в народных промыслах подразделяются на:

1. Головные уборы (шапки женские и мужские с вышивкой бисером, шапки с элементами саамской тематики, шамшуры, перевязи и др.)
2. Одежда (печок, юпа, пояса с вышивкой бисером, кожаные пояса с элементами резьбы по кости, рогу, современная одежда с саамской тематикой и др.)
3. Обувь (каньги, тапки и др.)
4. Предметы быта (посуда, ложки, разделочные доски, кухонные наборы, ковры меховые, мебель и пр.)
5. Декоративные изделия (ткани, панно, декоративные вазы, тарелки и другие предметы оформления интерьера)
6. Предметы украшений (серьги, кольца, браслеты, кулоны, медальоны, гарнитуры и др.)
7. Инструменты (ножи, футляры для спиц, ножны для ножей и др.)
8. Товары народного потребления (кошельки, сумочки, чехлы для мобильных телефонов, гребни и др.)
9. Ткачество (пояса ручного плетения и тканые, гобелены и др.)

Время не стоит на месте, история меняется. Взаимопроникновение культур между разными народами, появление других этнических групп на Кольском полуострове отразилось и на самобытном творчестве саамов. Так с конца XIX века прикладное искусство саамов стало испытывать влияние коми-ижемцев, пришедших на Кольский полуостров. На смену юпе – традиционной саамской одежде пришел костюм, основными элементами которого стали: сарафан, фартук, платок. Так, печок сменила малица. Влияние коми оказали и на обувь саамов. Каньги и яры были заменены пимами и бурками. Заимствована у ненцев и меховая мозаика.

Коренным образом повлиял в целом на культуру саамов Кольского полуострова процесс коллективизации с 1928 года, и централизации населения полуострова. В результате нарушены национальные традиции и разорваны прямые связи между поколениями, нависла угроза утраты национальной культуры. До 80-х годов из видов прикладного творчества остался пошив верхней одежды и обуви, заимствованной у коми. И лишь потому, что оленеводы укрупненных оленеводческих хозяйств нуждались в специальной тундровой одежде. В связи с этим при оленеводческих хозяйствах создались мастерские по пошиву национальной одежды. Все ранее существовавшие виды ремесел оставались невостребованными саамским обществом на протяжении долгого ряда лет.

Но время показало, что культура саамов жива, переходя из поколения в поколение, передаваясь от пожилых людей к молодым. Сложный путь прошли саамы-первопроходцы по восстановлению своей уникальной культуры. В 80-е годы неимоверными усилиями саамской интеллигенции и старейшими хранителями традиций народа была восстановлена культура народа, в том числе и саамские ремесла. В селе Ловозеро на базе Дома пионеров были открыты кружки «юный оленевод» и «вышивка бисером». Позже на базе профессионального училища № 26 в селе Ловозеро стали готовить профессиональных оленеводов и мастеров по декоративно-прикладному искусству.

В 80-х годах в школах и детских садах Мурманской области начали проводиться «Недели саамской культуры», подготовленные саамами-активистами и русской интеллигенцией. Саамские мастера, художники стали принимать участие в различных выставках, пропагандируя материальную и духовную культуру народа. В начале 80-х годов при Ловозерском Доме культуры работал клуб «Северное сияние». И как результат этой работы в 1985 году был организован первый фольклорно-этнографический ансамбль «Ойяр». В этом же году были проведены первые Летние саамские игры в селе Ловозеро. Состоят они из спортивной и культурной программ. В состязания входят: прыжки через сани, метание аркана (лассо) на хорей, саамский футбол, бег с палкой, стрельба из арбалета, соревнования гребля на лодках. В культурной программе принимают участие коми ансамбль «Ижма», саамские ансамбли «Чузэм», «Ойяр», народный ансамбль «Луяввьр», коллектив «Танцующие саамы»» и другие коллективы. В рамках праздника работает «Город мастеров», на котором устраиваются выставки-продажи саамских изделий, а также возможно увидеть самих мастеров при изготовлении изделий прямо на месте праздника. Место проведения – берег Поповского озера. Праздник своим национальным колоритом привлекает к себе и местных жителей и туристов. Аналогичный праздник ежегодно в сентябре проводится в поселке Лопарская.

В 1989 году создана первая общественная саамская организация «Ассоциация Кольских саамов». Большой клад внесла организация в решение социальных, культурных и экономических проблем саамов Мурманской области.

В 1995 году создан Национальный культурный центр в селе Ловозеро в целях возрождения, сохранения традиций, обычаев, знаний саамского народа. Сотрудники центра провели весомую работу по воссозданию различных видов саамского ремесла. На базе данного центра проходят различные курсы по обучению ремеслам, языку. В настоящее время восстановлены практически все виды некогда утраченного мастерства. Восстановлены и используются юпа, шамшура, переязь, каньги, печок и другое. Саамы. Рукоделие6

В селе Ловозеро в 1993 году создана общественная организация саамских мастеров и художников «Чепесь самь». В объединении мастеров организация уделяет внимание вопросам сохранения прикладного творчества Кольских саамов, организациям выставок, семинаров, маркетингу изделий. 22 июня 2007 года зарегистрирован в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации и используется товарный знак, позволяющий индивидуализировать изделия ручной работы мастеров саами Мурманской области Российской Федерации от других товаров юридических или физических лиц, помогать продвигать продукцию народа саами.

В поселках Лопарская и Ёна также открыты Национальные культурные центры для сохранения и развития культуры народа саами. Стали появляться фольклорные коллективы и в других населенных пунктах. С 1996 года ежегодно проводится Фестиваль саамской музыки в городе Оленегорске. В рамках фестиваля организовываются выставки мастеров и художников.

С 1996 году в селе Ловозеро в детском саду № 2 работает группа для саамских детей, где в рамках регионального образования введен национальный компонент: изучение родного языка, культуры народа, а также развитие самобытных творческих навыков у детей.

На экспериментальном уровне в педагогическом колледже города Мурманска осуществляется подготовка по специализации «Основы национального (саамского) творчества». В 2001 году выпущено учебно-методическое пособие для студентов педагогических колледжей «Чудеса Заполярья на уроках творчества», разработана учебная программа по «Основам декоративно-прикладного искусства малых народов Севера», ежегодно проводится Дни культуры в колледже совместно с Общественной организацией «Ассоциация Кольских саамов».

В настоящее время государственным бюджетным учреждением «Центр коренных малочисленных народов Севера» выпускается литература по саамскому рукоделию в рамках программы социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера.

Народное рукоделие бережно сохраняется, связывая поколения людей, даря людям веру в себя и в окружающий мир. Рукоделие народа саами рассказывает о любви к природе, о целостности мироздания.

Елена Яковлева, президент Ассоциации кольских саамов




Комментарии




#1 Valentina Sovkina 21.06.2012 00:54
Светлая память нашей любимой Зинаиде Сергеевне Лоскутовой. Внесу поправку: идея создания Фонда изделий мастеров, саамского творчества принадлежит "Чепесь самь", был написан первый проект в культурную комиссию Союза саамов и закуплены 28 изделий народного творчества, долгое время эта выставка использовалась "Национальным культурным центром". Сейчас выставка экспонируется в музее "Дом дружбы" Дворца досуга в г. Мончегорске, затем к 9 августа переедет в г. Апатиты. Работы представлены мастерами: Лоскутовой З.С, Мозолевской А.Е, Юрьевой М.П, Камлыковой М.Н, Яковлевой Е.С, Шаршиным В., Шаршиной Н.С, Хващенок М.Ф, Галкиным Н.Ф, Кожевиной Т.С. После этого состоялся разговор с З.С и было предложено использовать такой же проект для создания передвижной выставки. Что с успехом и произошло, я лично этому рада! Мне кажется, было бы не плохо такие выставки сделать в каждом месте проживания саамов, а потом объединить в одну общую и показать богатство нашего народа!

#2 Valentina Sovkina 21.06.2012 01:27
Хорошо статья написана, в стиле было-было! не ради критики, но сегодня с позиции истории и времени не все так гладко в нашем саамском королевстве. Начну по порядку: 1) Кружка "Юный оленевод" сегодня нет.
2) Ансамбли "Ойяр", "Чузем", "Танцующие саамы" распались, но созданы новые "Елле", "Таввял иннк",
3) Оказывается идея по празднику "Саамские игры" принадлежит Вежлевцеву Сергею Леонидовичу -светлая ему память! Он побывал в Ханты-Мансийске на аналогичных играх и приехав оттуда воодушевленным, тогда и собрали оргкомитет в ЦРДК (Назаров А.Н), где приняла участие и Антонова А.А и Галкин В.А и чему мы сегодня все искренни рады!
4) Товарный знак на изделия наших мастеров не использует, он принят, но продолжения этому нет! Нужен Экспертный Совет, "Чепесь самь" должны утверждать эталоны саамского рукоделия и заниматься этой работой.
5) Саамская группа в д/с "Солнышко" закрыта, есть кружок саамского языка, который ведет Васильева А.В.
6) хорошо бы перечислить, что выпущено ГОБУ ЦКМНС, так как библиотеки и учебные заведения не все получили литературу. необходимо сформировать список таких учреждений и в последствии целенаправленно направлять материалы.
7) Сегодня фестиваль "Саамской музыки" получил региональное финансирование, но подход к оценке мастерства исполнения фиктивный. Раньше это были и номинации, 1,2 и 3 места, гран-при. нет той подготовки, когда мастера луввьт передают свое мастерство, неплохо было бы создать такую школу и профинансироват ь организацию курсов. У нас есть замечательные исполнители и знающие люди, которые могут научит как молодежь и также желающих. Это Агеева А.М, Хомюк Д.М, Коркина Е.Н., Галкина Э.А
Все это пишу не для развенчания статьи, а для того, чтобы можно было понять и принять меры! Услышать друг друга! У нас есть совместные дела и вопросы, которые необходимо решать на всех уровнях.

"Если каждый займет свое место, появится много вакансий" (А. Кулич) )))

Никогда не бойся делать то, что ты не умеешь. Помни, ковчег был построен любителем. Профессионалы построили "Титаник".
Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Ответов - 1 [только новые]


Вендрю
администратор




Сообщение: 1609
Зарегистрирован: 05.03.09
Откуда: Россия, Мончегорск
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.06.12 16:03. Заголовок: В Мончегорске в музе..


В Мончегорске в музее истории города экспонируется выставка. За что огромное спасибо "Чепесь самь". Открытие было в день саамской письменности .
Статья)))
Просто напоминает застойный период: спасибо партии за то как она заботится о нас. Ранее говорили, что в советское время все хорошо делается для народа саами. Теперь говорим, что только сейчас благодаря государству возрождается культура народа саами.
Дорогие мои, земляки!!! Она сохраняется благодаря самому народу, сам народ саами сохраняет. Возьмите все инициативы на мероприятия и события. Все они исходят от самого народа. Это и выставка "Чепесь самь", создание кружков "Юный оленевод", Национально-культурного центра в Ловозеро, издание литературы делается самими саами и многое другое. А в статье прямо заявляется, что только сейчас стало так много делаться - и прорамма есть и книги печатаются. Только тираж книг 200-300 экземпляров. И нет их у саамов. Ранее помню букварь был почти в каждой семье. Но сейчас никаких учебников!!! Ни одного!!!
И даже сейчас не хотят слышать власти инициативы народа саами. И задумайтесь, что же станет с культурой сами при таком отношении к инициативам народа.

"Мы должны говорить и пытаться понять, даже когда нет никакой надежды!" из фильма "Бунт в Каутокейно"

На Мировом политическом форуме в Ярославле, 10 сентября 2010 года
Д.МЕДВЕДЕВ:Все современные средства коммуникации, тот же самый интернет, на мой взгляд, создают совершенно новые условия для развития демократии и в России, и в других странах мира.

Президент России Дмитрий Медведев в интервью трем российским телеканалам декабрь 2010г.:
Власть должна слышать, что говорят ей граждане, и исправлять совершенные ошибки.
Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 84
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Кольские карты