On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]

Саамско-русский и Русско-саамский словари

О Съездах саамов Мурманской области

ООН и коренные народы, кратко о международных правилах и нормах.

Часто мы озлобляемся на людей прямодушных и открытых за то, что они прямо обличают наши неправды. Такими людьми надо дорожить и прощать им, если они смелою речью обрывают наше самолюбие. Это врачи, в нравственном смысле, которые острым словом обрезывают гнилости сердечные и, чрез пробуждение нашего самолюбия, производят в душе, омертвевшей грехом, сознание греха и жизненную реакцию.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский


Губернатор Мурманской области на совещании по рыболовству в Правительстве РФ предоставила неправильную информацию!
Тема форума саами

АвторСообщение
Вендрю
администратор




Сообщение: 863
Зарегистрирован: 05.03.09
Откуда: Россия, Мончегорск
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.04.11 00:33. Заголовок: В тундре зреет НЕ ТОЛЬКО морошка


В тундре зреет НЕ ТОЛЬКО морошка
"Территория Закона"http://www.tzn.ru/pages-fprint-4013.html
Дата опубликования: 16/02/2011

Эту женщину старожилы Мурманской области сразу безошибочно узнают: «Да это же саами Афанасьева!». Действительно, Нина Елисеевна из общей массы выделяется не только маленьким ростом, но и необычным одеянием.

- Еще недавно, в конце восьмидесятых годов, когда мы с сестрой шли по Ловозеру в национальной саамской одежде, - вспоминает она, - даже местные говорили в след: вот пошли ряженые. Но мы не обращали внимания, понимали: это от недомыслия. А в последние годы отношение к национальной одежде в селе коренным образом изменилось. Сейчас во многих семьях появились национальные костюмы. И особенно трогательно, что с радостью и гордостью надевают на различные мероприятия национальную одежду ребятишки. И с каким достоинством ходят в ней! Это как иллюстрация к словам моей мамы, которая говорила: «Одежда придает человеку вес, отражает его статус, показывает внутреннюю сущность».

Нина Елисеевна – самая что ни на есть коренная саами. Выросла она в семье, где было семь детей, в деревне Аръсчёгк Саамского района, на побережье. Здесь компактно проживали коренные северяне, которых организовали в колхоз «Большевик». К сожалению, в 1968 году колхоз ликвидировали, жителей деревни расселили и на современной карте Кольского полуострова ее названия нет.

В деревне работали начальная школа, медицинский пункт, библиотека, клуб, который был настоящим центром культуры. Многие родители отправляли своих детей для продолжения учебы в Гремиху, в школу-интернат, а потом – в Вологду, Архангельск, Ленинград, Москву.

По примеру старшей сестры Нина Елисеевна с детства тянулась к знаниям, поэтому после учебы в школе уехала в Ленинград, где окончила Институт народов Севера. А потом вернулась в Мурманскую область, вышла замуж, родила сына. Работала учителем русского языка и литературы в различных школах. И самое главное - никогда не забывала, что она из древнего народа саами.

- На Кольском полуострове сегодня проживает около двух тысяч представителей саами. Судьба народности в целом всегда складывалась нелегко, в том числе и в годы советской власти. А традиционный уклад жизни, особенности трудовой деятельности саами, проживающих в разных погостах, ограничивали их общение. Тем более что у кольских саами почти в каждом погосте свой устный язык и люди могли даже не понимать точно друг друга. А в условиях, когда вокруг в основном русскоязычное население, эти языки могут исчезнуть вообще. Особенно если не создан письменный язык, не появилась письменность.

В разные времена принимались определенные меры, чтобы не допустить такой гуманитарной катастрофы. Языку учили детей в школе. Но все же в этой сфере уже есть невосполнимые потери. И сегодня как никогда остро саамская интеллигенция ощущает это. Нина Афанасьева – одна из таких представителей.



С БЛАГОДАРНОСТЬЮ

ОБ ЭНТУЗИАСТАХ



- Начиная с 1986 года мы организуем курсы по изучению саамского языка, - поясняет Афанасьева. - Радует, что на них ходят и взрослые, и дети. Учат на курсах наши энтузиасты - мы их называем кочевыми учителями. Они переезжают из одного поселка в другой, развозят книги и выстраивают обучение. Я этим занимаюсь много лет.

С благодарностью называет Нина Елисеевна имена знаменитых в их среде учителей языка: Лазарь Дмитриевич Яковлев и Георгий Александрович Друженьков (к сожалению, их уже нет).

- Они в Мурманске окончили педтехникум, активно работали еще в тридцатые годы. И для нас стали наставниками, – рассказывает она. – Будучи в солидном возрасте, они ездили с нами по селам как живые носители языка, чтобы передать землякам историческую память, сохранить в людях желание говорить и думать на своем языке. Ведь иначе народ просто исчезнет, а его культура растворится в этническом разнообразии населения, осваивающего северные просторы. Необходимо пробудить национальное самосознание людей. Достучаться до сердца каждого тоже не простое дело!

Где бы Афанасьева ни работала и училась, она всегда была инициативной общественницей, профсоюзной активисткой. Конечно, ее радовало, что земляки участвуют в общественной жизни северян. Но им не хватало общения, не было площадки, где можно было бы искать и находить пути для решения своих внутренних этнических проблем. Нужна своя общественная организация – так считали многие в среде интеллигенции.

И вот группа энтузиастов (около двадцати человек) занялась подготовкой учредительной конференции своей общественной организации, которая состоялась 3 сентября 1989 года. На ней была создана Ассоциация Кольских саамов (АКС).

- Первым президентом ассоциации избрали Василия Ивановича Селиванова. Он возглавлял полярно-геофизическую станцию Кольского научного центра в селе Ловозеро, занимался важным для науки делом, в котором видел интерес и смысл своей жизни, - говорит Нина Елисеевна. - Но общественная работа захватила и его. Он рассматривал ее как исполнение долга перед своим народом. Я и другие организаторы не жалели сил, чтобы наполнить жизнь организации интересными мероприятиями. Так, Эмилия Добрынина, работавшая в те годы в школе-интернате, преподавала саамский язык и вела танцевальный кружок под названием «Ойрэнч», что в переводе на русский означает «круги на воде от брошенного в нее камушка». Это очень удачное название кружка. Оно создает емкий и поэтический образ. Его можно перенести и на всех нас. Ведь мы стали для саами тоже чем-то вроде маленьких камушков, вброшенных в их устоявшуюся жизнь. Мы растормошили людей, пробудили в них дремавшую активность.



ПРОБЛЕМЫ И ТРУДНОСТИ ЗАКАЛЯЮТ



- А были ли какие-то сложности при организации ассоциации? - спрашиваю я.

- Конечно, - отзывается Афанасьева. - В стране была однопартийная система, и при декларативности лозунга о равенстве всех народов и народностей по сути никто из властей не желал, чтобы малочисленные народы выходили из-под влияния «большого брата». Поэтому когда какие-то активисты в среде малого народа вдруг стали проявлять себя, это вызвало беспокойство. В том числе и политического характера. Тем более что образование Ассоциации Кольских саамов и первые годы ее становления совпали с тяжелыми политическими и социально-экономическими потрясениями в СССР.

- Как вы использовали это время разрушения ранее существовавших барьеров? – Вопрос, может, провокационный, но Афанасьева воспринимает его спокойно.

- В соседних странах тоже проживают народности, которых объединяет общее с нами название - саами. Естественно, было желание поближе с ними познакомиться. И благодаря тому, что границы открылись, мы стали налаживать контакты с зарубежными сородичами, - рассказывает она. - В 1991 году, когда проводилась первая отчетно-выборная конференция ассоциации, к нам впервые приехали представители Союза саамов скандинавских стран. Ведь в мае 1991 года наша ассоциация стала наблюдателем этой организации. А через год мы стали полноправными членами Союза саамов, который существует с 1956 года и представляет интересы саами Норвегии, Швеции и Финляндии. Кстати, в 1992 году состоялась ХV Саамская конференция в Хельсинки, которая утвердила 6 февраля как наш национальный праздник. С этого времени Международный день саамов отмечается и в России.

В то же время мы активно сотрудничали с Международной женской саамской организацией «Сарахка». В июне 1991 года нас пригласили на ее заседание в Швецию, где женщин-саами из России приняли в члены этой организации. В 1997 году был создан межпарламентский совет (МПС), в него вошли два наблюдателя - от АКС и общественной организации саами Мурманской области.

Главное, что мы в международных организациях прошли большую политическую школу. Есть чему нам поучиться и у женских организаций соседних стран. У них в центре внимания - современная женщина во всех ее ипостасях: матери, активной участницы в жизни общества, труженицы и женщины - хозяйки дома, хранительницы семейного очага. У этих общественных объединений огромный опыт, который мы стремимся применять у себя.

Очень важно проведение культурных мероприятий на саамском языке. Центром их стал Оленегорск - здесь уже прошло 14 фестивалей. В их программе обязательно есть конкурсы исполнителей йёек, народных саамских песен. А для детей - конкурсы спектаклей, в основе которых нехитрые саамские сказки. В последнем фестивале участвовали две детские команды из Норвегии.

Все фестивали и праздники сопровождаются выставками фотографий, картин, изделий мастеров различных ремесел, поделок народного творчества. Здесь всегда представлены такие техники, как вязание, бисероплетение, вышивание, резьба по дереву и кости, создание оригинальных изделий из сукна, кожи, меха. В 2003 году саамские мастера впервые участвовали в выставке в Вологде, где столько хвалебных слов было сказано в их адрес!

- Вообще столько уже всего сделано, - подводит итог Нина Елисеевна, - что пора писать отдельную книгу об этом периоде, очень насыщенном большими для саамской истории событиями. Главное - мы смогли объединить многих сородичей не только на почве тяги к изучению родного языка, но и на почве культуры. Наши традиции, обычаи, ремесла благодаря контактам семейно-родовых общин нашей области с саами, проживающими в других странах, получили новую жизнь.

Особо отмечает Нина Афанасьева работу с 1992 года с издательством «Северная книга». За эти годы оно выпустило двенадцать книг на двух саамских языках (северосаамском и кильдинском), пополнив таким образом библиотеку национальных авторов.



О ТОМ, ЧТО ПОКА

НЕ СБЫЛОСЬ



О культурно-просветительской работе энтузиастов с саамским населением и культурных связях, установившихся с зарубежными друзьями, Нина Елисеевна готова рассказывать часами. Несомненные успехи в этом направлении радуют. Но на этом фоне неприглядно выглядит такой факт. Книга российского автора Светланы Заборщиковой «Судьбы саамских женщин», изданная за границей, до сих пор не опубликована в переводе на русский язык. Не нашлось почему-то в России издательства, заинтересованного в ее выпуске. И уж тем более члены ассоциации не надеются, что для издания книги найдутся деньги в областном бюджете. Конечно, для поддержки малочисленного саамского населения деньги из областного бюджета выделяются. Но их львиная доля уходит на поддержание на плаву общинных хозяйств.

Впрочем, странностей во взаимоотношениях региональных чиновников и Ассоциации Кольских саамов в последнее время немало. Например, в 2010 году в Оленегорске должен был состояться 15-й фестиваль саамской культуры, но денег на его проведение не нашлось. Почему? В любом случае если бы взаимоотношения с властью выстраивались нормально (а это зависит только от конкретных лиц. – Авт.), этого срыва не было бы!

Не понятно и другое. Недавно сформирована новая Общественная палата области на 2011-2012 годы. В список, который рассматривали депутаты областной Думы, от Ассоциации Кольских саамов было внесено имя Афанасьевой, но ее кандидатура не набрала проходного балла. Уж не потому ли, что она доставляет слишком много хлопот своей активностью? Да, может, она кому-то и не нравится. Но ведь не жениться же на ней было предложено господам депутатам. Работать-то с самой многочисленной общественной организацией саами как им, так и Общественной палате все равно необходимо!



О ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОРОШКЕ



14 декабря 2008 года в Мурманске состоялся первый съезд саамов Кольского полуострова. На нем участники съезда хотели избрать свой парламент, но по ряду причин это отложили. На съезде делегаты избрали совет уполномоченных представителей саамской народности для подготовки к формированию будущего саамского парламента. Выборы в него были назначены на декабрь 2010 года.

12 декабря прошлого года состоялся второй съезд кольских саамов. На него прибыли саамские посланцы из Норвегии, Финляндии. Странно, но ни один сотрудник областного правительства в этом мероприятии не участвовал.

- Какие вопросы вы рассматривали на последнем съезде? - интересуюсь у Нины Елисеевны.

- Для меня важно, что произошла смена президента ассоциации. Я передала свои полномочия молодой активной общественнице Елене Яковлевой, - отвечает она. - А для всех саами важно, что на этом форуме мы избрали временный представительный орган саамского народа - Саамский парламент.

Приведем выдержки из принятого на съезде документа: «Второй съезд коренного малочисленного народа Мурманской области - саами решил:

…5. Обратиться к губернатору Мурманской области и в Мурманскую областную Думу с предложением о подготовке и принятии законодательства Мурманской области, регулирующего отношения по статусу представительного органа Саамского парламента, его избранию и функционированию, а также других необходимых актов.

6. Обратиться к губернатору… с предложениями:

- о необходимости информирования населения… области об использовании природной ренты на территории региона с учетом интересов народа саами и согласованием с представительным выборным органом - Саамским парламентом;

- о разработке комплекса мероприятий по восстановлению возможности народу саами вести традиционный образ жизни, хозяйствования и соответствующих видов промыслов;

- об инициировании принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов народа саами и принятия в их исполнение соответствующих федеральных программ социально-экономического и культурного развития, сохранения и возрождения языка, защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования, использования и охраны земель и других природных ресурсов».

Решение съезда было передано на рассмотрение областным властям. Интересно, что сегодня собираются предпринимать в связи с такой постановкой вопросов на съезде саами, его решениями губернатор Дмитрий Дмитриенко, председатель Думы Евгений Никора, полномочный представитель президента Владимир Лосев? Неужели в период демократических преобразований они сделают вид, что ничего не произошло, пустят процесс на самотек? Неужели поведут себя подобно страусам?

На наш взгляд, если молчать и дальше, ничего не предпринимая, то прямо под носом у властей - в кольской тундре вызреет не только ягода морошка. Надо быть абсолютно глухими и слепыми, чтобы этого не видеть и не понимать!

Надежда УЛАНОВСКАЯ
При цитировании ссылка на "Территорию Закона" обязательна
Адрес этой статьи:http://www.tzn.ru/pages-page-4013.html

Покой нам только снится! Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Новых ответов нет


Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 53
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Кольские карты