Вендрю
|
| |
Сообщение: 35
Зарегистрирован: 05.03.09
Откуда: Россия, Мончегорск
|
|
Отправлено: 28.04.09 20:58. Заголовок: Том Г. Свенсон (Svensson) – профессор социальной антропологии Музея истории культуры Университета Ос
Нашел очень интересную статью в просторах интернета.К сожалению, первоисточника не мог найти. Кто укажет - буду очень благодарен. Том Г. Свенсон (Svensson) – профессор социальной антропологии Музея истории культуры Университета Осло (Норвегия). В последние годы многие коренные народы Севера, желая улучшить свое правовое и политическое положение, включились в процесс борьбы за свои фундаментальные права. Вдохновленные опытом международных движений и организаций, в частности Всемирного совета коренных народов (World Council of Indigenous Peoples), а также прогрессом в рассмотрении вопроса о правах коренных народов в области международного права, саамы включились в данный процесс достаточно рано – в 1980 г. С самого начала обычаи и правовые понятия саамов стали приобретать значительный вес. Партия саамов, например, сразу же потребовала включения вопроса о обычном праве в повестку работы Комиссии по правам саамов, сформированной в 1980 г., с тем чтобы после его всестороннего рассмотрения был разработан полный проект, оговаривающий права саамов. Для саамов было однозначно, что их права как коренного народа не могут быть адекватно признаны до тех пор, пока их собственные обычаи и правовые понятия не станут приниматься во внимание. Одним словом, уже на начальной стадии процесса борьбы за свои права саамы выдвинули культурно-политические требования по поводу обычного права. Следует заметить, что признание обычного права саамов как самостоятельного юридического элемента гораздо более важно, чем попытка его непосредственного внедрения в норвежское государственное законодательство. В первом случае обычное право останется гибким инструментом, который может быть эффективно использован в соответствии с нуждами конкретной ситуации и который также сохранит свою “устную” форму; в то время как во втором случае оно может просто подвергнуться формальной кодификации, но утратить свою эффективность и действенность. Действенность обычного права коренных народов покоится на его уникальности, являющейся выражением культурной отличительности этих народов, а также на том, что его можно рассматривать как самостоятельную составную часть системы международного права. Поэтому идею обычного права не следует путать с теми понятиями и допущениями об обычном праве, которые часто оказываются отражены в государственном законодательстве. Подобная путаница может привести попросту к поглощению обычного права, которое не имеет ничего общего с плюралистическими основами юридического мышления. Стратегия саамов, ясно просматривающаяся уже в их требованиях к Комиссии по правам саамов, заключалась в возрождении обычного права именно на основах правового плюрализма. Движение за права саамов ознаменовалось двумя важными достижениями, упрочившими их статус: во-первых, был решен вопрос о самоуправлении на базе создания парламента саамов (1989 г.); во-вторых, в законодательном порядке решается вопрос о правах на землю, в том числе проблема создания новой модели совместного управления природными ресурсами в провинции Финмарк. Изначально предложенный законопроект сейчас пересматривается – главным образом из-за его критики со стороны саамов. Парламент саамов выразил мнение, что предложения, внесенные Комиссией по правам саамов в 1997 г., не были в должной мере рассмотрены и что принципы международного права в отношении обычного права саамов были нарушены. Таким образом, Министерство юстиции в настоящее время пытается внести поправки в законопроект в соответствии с выдвинутыми требованиями. Отказавшись согласиться с изначальным законопроектом, саамы сделали ясное политическое заявление по поводу их обычаев и традиций, продемонстрировав, в какой степени те могут быть важными в вопросах социальной политики и в какой мере они могут оказывать воздействие на государственную правовую систему через новый представительный орган – парламент саамов. Следует заметить, что не все обычаи и традиции саамов имеют одинаковый вес в данных вопросах. Проблема состоит прежде всего в идентификации тех обычаев и традиций, из которых складываются правовые основы землепользования, принципы, конституирующие фундаментальные права на землю и воду. Очевидно, здесь присутствует тесная связь между правом и политикой – четко означенные земельные права важны для укрепления роли политического управления, в то время как власть, в свою очередь, необходима для эффективного управления земельными ресурсами. Данная взаимосвязь между правом и политикой указывает на необходимость наделения бoльшими самостоятельными привилегиями тех коренных народов, которые малочисленны и чье самосохранение в то же время существенно зависит от адаптации к природным ресурсам. Я хочу кратко остановиться еще на двух моментах. Недавно в Закон об оленеводстве 1978 г. были внесены поправки, направленные на возрождение роли siida (традиционной семейной организации оленеводческих хозяйств) и, таким образом, на устранение прежних правил коллективного управления оленеводческим хозяйством – правил, западных по характеру, бюрократических по сути и, следовательно, чуждых традициям саамов. Siida подразумевает, что выпас стад может осуществляться, по необходимости, разным количеством семей, но что олени находятся в частной собственности. Siida, согласно традиции, возглавляется человеком, назначаемым группой, и этот человек несет ответственность за внутренние дела, выступая также представителем группы в ее внешних взаимоотношениях. Siida представляет собой старую форму социально-хозяйственной организации, и в некотором смысле она не переставала иметь значение в оленеводческой практике, однако лишь теперь она становится официально признанной на государственном уровне. Правила ведения оленеводческого хозяйства ныне будут приведены в согласие с данной формой. Принципы обычного права саами, стало быть, получают частичное признание – по крайней мере, в тех аспектах, которые касаются традиционных средств производства и стиля жизни саами, т.е. оленеводства. Постепенно, в результате продолжающегося процесса борьбы за права саамов, они получат признание и в других аспектах. Стоит упомянуть о и не относящемся непосредственно к деятельности Комиссии по правам саамов, но, несомненно, имеющем отношение к обсуждаемой проблеме судебном процессе по вопросу о территории провинции Финмарк, начатом в июне 2004 г. Вопрос рассматривается в районном суде, находящемся в Тана, где традиционно проживают саамы и где юристы и специалисты компетентны в рассмотрении проблем, касающихся обычного права и культуры саамов, и в той или иной мере владеют саамским языком. В соответствии с требованиями кросскультурного общения, в ближайшее время будет разработана юридическая терминология на языке саамов, что, конечно, придаст большее чувство уверенности представителям саамов, вовлеченным в судебные слушания. Судом уже рассмотрены некоторые вопросы и приняты отдельные решения, в которых отражена важность учета принципов обычного права. Таким образом, появился форум для справедливого и компетентного рассмотрения межкультурных конфликтов, а также внутренних разногласий, возникающих среди самих саамов. Появление этого форума в то самое время, когда официальный законопроект по правам саамов все еще находится в процессе доработки, несомненно, усилит позиции саамов и будет способствовать формированию более плюралистичной концепции о месте обычного права саамов. В заключение нужно отметить, что движение за права саамов хорошо иллюстрирует процесс общего движения за права коренных народов на современном этапе. Не следует забывать, однако, что внимание юридической антропологии должно быть прежде всего обращено к инициативам самих коренных народов. То есть к тому, считают ли они нужным, чтобы их обычаи и правовые понятия продолжали играть ту или иную роль. Ведь в прошлом внимание нередко уделялось бюрократическим мерам, формально принимавшимся для того, чтобы предупредить те или иные пожелания, которые высказывались от имени всего коренного народа, но на самом деле основывались на титульных привилегиях. Чтобы упрочить легитимность своих правовых требований (чаще всего относящихся к вопросам самоопределения и землепользования), сегодня все большее число коренных народов включается в общие дискуссии об обычном праве, считая его изначальной точкой отсчета в разрешении всех встающих проблем. Как уже было указано, обычное право саамов – эффективный инструмент как на политической арене (где парламент саамов придает требованиям людей законный вес и авторитет), так и на правовой арене (где мы видим судебный процесс по поводу территории Финмарк как своего рода ответ на требование установления правового плюрализма). К тому же в поправках к Закону об оленеводстве мы наблюдаем движение к возрождению традиционных форм организации оленеводческого хозяйства. Культурная политика и автономия саамов будут частично зависеть от той роли, которую станут играть их собственные обычаи и правовые понятия. Обычное право – не предмет одного лишь юридического интереса. Оно функционально связано с культурой и политикой, понимаемыми в широком смысле слова. Перевод с английского А.Л. Елфимова__
|