On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]

Саамско-русский и Русско-саамский словари

О Съездах саамов Мурманской области

ООН и коренные народы, кратко о международных правилах и нормах.

Часто мы озлобляемся на людей прямодушных и открытых за то, что они прямо обличают наши неправды. Такими людьми надо дорожить и прощать им, если они смелою речью обрывают наше самолюбие. Это врачи, в нравственном смысле, которые острым словом обрезывают гнилости сердечные и, чрез пробуждение нашего самолюбия, производят в душе, омертвевшей грехом, сознание греха и жизненную реакцию.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский


Губернатор Мурманской области на совещании по рыболовству в Правительстве РФ предоставила неправильную информацию!
Тема форума саами

Ответов - 2 [только новые]


Николай Богданов



Сообщение: 5
Зарегистрирован: 24.03.10
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.04.10 21:32. Заголовок: Саамы и власть в современной историко-культурной перспективе


Саамы и власть в современной историко-культурной перспективе

Если спросить на мурманских улицах прохожих: «кто такие саамы?», то сегодня многие из них ответят, что это коренные жители Кольского полуострова, живут в тундре, занимаются оленеводством, ловят рыбу, столицей саамов назовут Ловозеро, ну и ещё что-нибудь добавят к сказанному. Сведущий же человек расскажет немного больше и только знающий саамов и саамскую жизнь поведает многое. Но и для него устремление помыслов саамского человека остаётся глубокой тайной. Состояние души и самого духа саамов можно услышать и почувствовать только во время исполнения ими традиционной национальной песни-лыввьты. И ещё сущность саама раскрывается в тундре при общении его с природой, оленями и в самобытном рукодельном творчестве.
Что же касается понимания в современных условиях слова «ВЛАСТЬ», то это очень ёмкое слово, сопровождаемое в энциклопедиях громоздким понятийным аппаратом. В простом изложении власть – это система государственной и муниципальной власти, призванная обеспечить все нормы Основного закона государства – Конституции России, то есть обеспечить нормальную жизнь любого гражданина страны, в нашем случае коренных жителей Севера – саамов. Тем более что это положение прописано 21-й статьёй Устава Мурманской области.
В общественно-политической жизни саамов и Мурманского сообщества в последние два года произошли судьбоносные решения и качественные изменения в структурах властных органов. У саамов Мурманской области 14 декабря 2008 года, впервые в их истории, состоялся 1-й съезд, решения которого ещё предстоит осмыслить и ещё не однажды вернуться к его решениям и рекомендациям.
На капитанском мостике региона по воле Президента России и решению депутатов Мурманской областной Думы в марте 2009 года место занял новый Губернатор – Дмитриенко Дмитрий Владимирович.
В недрах саамской общины региона и обновляемых анналах исполнительных органов государственной власти Мурманской области идёт обоюдное осмысление и формирование уточнённой системы взаимодействия саамов и органов власти, в том числе и на муниципальном уровне. Естественно и очевидно, что прежняя структура взаимодействия власти и саамов, постановка экономических, социальных целей и задач, их реализация ощутимых результатов не дают, исключая некоторые подвижки в наращивании культурного наследия этноса, в основном идущих от творческой сущности самого человека.
За последние шесть лет тратятся немалые средства из бюджета области на содержание Центра народов Севера, поддержку оленеводства, разработку и претворение в жизнь социально-экономических Программ, региональных законов и прочее. Однако при этом оленеводство в области идёт на убыль, а в Кольском районе и вообще исчезло, количество занятых в нём саамов ежегодно сокращается, молодёжь, получив соответствующее образование и трудовые навыки в ПУ-26, к оленьим стадам в тундру не рвётся. Причина – низкая заработная плата оленевода, отсутствие защищённости пастуха в тундре, никаких социально-культурных условий жизни человека на базах, а сама профессия для молодых оленеводов ещё не стала образом жизни. Оленеводческие хозяйства СХПКА «Тундра» и СХПК «Оленевод» по разным причинам за последние 10 лет утратили способность воспроизводства оленепоголовья и из стадии отрасли превратились в промысел. Имеют ли они в таком качестве будущее, предвидеть затруднительно, и вопрос этот остаётся открытым. Что касается родовых общин, то процесс их вживления в биологическую и социальную среду до устойчивого уровня экономической жизнеспособности возможен только при отеческой заботе со стороны организаторов и государства и может продлиться лет 20-25. Для этого общинникам необходима профессиональная подготовка, осознанное принятие образа жизни и усвоение навыков предков, патерналистская правовая база, устойчивая и упрощённая, но вместе с тем и подконтрольная система финансирования со стороны государства.
В конце апреля 2009 года в Москве состоялся VI съезд коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. В отчётном докладе Президента Ассоциации аборигенных народов России Харючи Сергея Николаевича с тревогой и озабоченностью прозвучало следующее: «Однако с сожалением мы вынуждены сегодня отметить, что за последние годы из российского законодательства изъят ряд норм, гарантирующих коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации особые права как в сфере природопользования, так и в социальной сфере, что привело к неблагоприятным последствиям».
Так, из Федерального закона «О гарантиях коренных малочисленных народов Российской Федерации» были исключены нормы:
- о совместном регулировании правового режима владения, пользования и распоряжения землями традиционного природопользования и землями историко-культурного назначения в местах проживания малочисленных народов;
- о представительстве малочисленных народов в законодательных (представительных) органах субъектов Российской Федерации и представительных органах местного самоуправления.
Из Федерального закона «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» была исключена норма о налоговых льготах.
Из Земельного, Лесного и Водного Кодексов Российской Федерации были изъяты нормы о бесплатном пользовании землями различных категорий для коренных народов.
Из Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» были изъяты нормы о получении рыбопромысловых участков для традиционного рыболовства без проведения конкурса.
Конечно, в столице России эти конфликтообразующие решения по выхолащиванию из российского законодательства льгот для народов Севера особо не скажутся и на фоне московских событий выглядят незначительными. Зато вся эта головная боль перетекает в кабинеты губернаторов регионов и глав муниципальных образований, где вынуждены искать приемлемые решения по всем вопросам. Из сказанного следует, что для народов Севера и для власти встаёт одна и та же обоюдоострая задача: как положительно разрешить на местах эту ситуацию и уйти от конфликта. Для её разрешения нужно быть готовым и обеим сторонам проблематики.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Медведева Дмитрия Анатольевича Правительству Российской Федерации, подписанным им 16.10.2008 по итогам визита на Дальний Восток, 4 февраля 2009 года Правительством России была утверждена «Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».
Целью Концепции является создание в Российской Федерации условий для формирования устойчивого развития малочисленных народов Севера на основе укрепления их социально-экономического потенциала при сохранении исконной среды
обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей этих народов.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
- сохранение исконной среды обитания и традиционного природопользования, необходимых для обеспечения и развития традиционного образа жизни малочисленных народов Севера;


- развитие и модернизация традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера;
- повышение качества жизни малочисленных народов Севера до среднероссийского уровня;
- создание условий для улучшения демографических показателей малочисленных народов Севера, в том числе путём снижения детской смертности и увеличения продолжительности жизни до среднероссийского уровня;
- повышение доступа к образовательным услугам малочисленных народов Севера с учётом их этнокультурных особенностей;
- содействие развитию общин и других форм самоуправления малочисленных народов Севера;
- сохранение культурного наследия малочисленных народов Севера.
Из вышеизложенного следует, что и в Мурманской области должен быть разработан подобный программный документ: «Концепция устойчивого развития Кольских саамов» на период, как и федеральный документ, до 2025 года. Научные силы, средства и возможности в регионе есть, необходимо лишь продуманное и твёрдое решение ВЛАСТИ, естественно, при участии здоровых и компетентных сил саамского сообщества.
При составлении Концепции необходимо исходить не из того, что слишком мал по численности саамский этнос России, а из того, сколь велик русский народ и могущественно Российское государство.
При разработке Концепции, на мой взгляд, необходимо предусмотреть следующее:
- в Мурманске на базе бывшего кинотеатра “Утёс” – создание саамского областного этнокультурного центра;
- в структуре МГПУ – образование саамского института (с исследовательскими и издательскими функциями);
- на базе ЗАО “Кольское саамское радио” – саамского информационного центра;
- на базе Ловозерской типографии – издательского центра саамской литературы;
- на базе национального культурного центра села Ловозеро – областного методического центра саамской культуры и ремёсел;
- на базе ПУ-26 совместно с оленеводческими хозяйствами и родовыми общинами – реадаптационного обучающего центра (саамской деревни) для подготовки практических кадров по ведению и управлению традиционными отраслями хозяйствования в общинах и оленеводческих хозяйствах народов Севера, и в первую очередь, в оленеводстве.
Общественными саамскими организациями и представителями саамской интеллигенции целесообразно предусмотреть:
- образование комиссии по вопросам материнства и детства;
- образование комиссии по творческому и культурному наследию Кольских саамов;
- создание Фонда Саамской культуры и социального развития;
- образование постоянного оргкомитета по проведению фестиваля саамской музыки и
детского театра, в том числе и других мероприятий традиционной культуры и спорта;
- образование литературной премии Мурманской области имени Октябрины Вороновой.
Очевидно, что достижение вышепоставленных целей и решение жизнеутверждающих задач, касающихся судьбы малочисленных автохтонных этносов, в современной России немыслимо без коренного пересмотра политики государства в сторону социальных приоритетов для всего народонаселения страны, как это, например, принято в соседней Норвегии. Для движения в этом направлении нужна добрая и несгибаемая политическая воля руководства и здоровых политических сил России по преодолению процессов деиндустриализации и депопуляции в Отечестве, для чего необходимо политическим силам в стране не только провозглашать себя партией власти или справедливости, но и партией ответственности за всё, что происходит сегодня и будет происходить в государстве завтра.
В конце мая 2009 года в "Полярной правде" была опубликована моя статья "Как обустроится саамам", в авторском варианте она называлась "Саамы и Власть". В ней был изложен представленный выше в данном докладе материал.
С содержанием статьи ознакомились все общественно-политические лидеры саамских организаций и родовых общин, наиболее активная часть саамского сообщества Мурманской области. В Скандинавии статья была переведена на английский и северо-саамский языки. Одновременно данная статья была также размещена на b-porte.com.
С того времени прошло чуть менее года. Проанализируем, какие изменения произошли в жизни саамского сообщества, так как в этот период времени состоялся ряд значимых, количеством до двух десятков, мероприятий местного и международного характера, в которых прямо или косвенно звучала саамская тема или же проблематика, решались те или иные насущные вопросы.
В своём выступлении в начале октября 2009 года на юбилейной конференции Ассоциации Кольских саамов один из первых заместителей Губернатора Мурманской области строго наказал руководителям управления по взаимодействию с общественными организациями и делам молодёжи и Центра народов Севера в недельный срок завершить работу над программой социально-экономического развития народов Севера. С того строгого напутствия прошло около трёх месяцев прежде чем данная программа была откорректирована. Тем не менее качество и социальная ответственность при корректировании этого важного политического документа оставляют желать лучшего. Так, из программы исчезла строка по финансированию в 2010 году традиционного фестиваля саамской музыки и детского театра, ежегодного проводимого в городе Оленегорске. В проекте документа эта сумма составляла 270 тыс. рублей.
Что же касается профиля деятельности Центра народов Севера в нынешней ипостаси, то оно движется параллельно интересам и чаяниям аборигенов области, так как программой и финансами к ней занимается косвенно. Вопросами культуры, образования, деятельности родовых общин, развитием традиционных ремёсел, условиями быта и социальных условий жизни саамов Центр вообще не отягощён. Естественно, что задача Центра заключается в выработке неформальной идеологии духовного и материального развития саамского этноса, защите его интересов. Но претворить в жизнь её весьма проблематично, так как ни один из семи работников Центра не является представителем народов Севера. Следовательно, работники Центра по жизни никак не связаны с ними пуповиной нравственно-этического миропонимания. Ну а появляться на саамских мероприятиях в качестве "Свадебных генералов", виртуально представляя исполнительную власть, не слишком ли накладно для налогоплательщиков? Выводы в связи с этим непосторонний способен сделать сам.
Со дня проведения первого съезда Кольских саамов прошло, почитай, уже полтора года. Созданный на нём Совет уполномоченных представителей саамов Мурманской области и вслед за ним Совет саамов при Губернаторе Мурманской области так, к сожалению, по своей общественной функции и не состоялись как прообраз Парламента Кольских саамов. Камеральными и программными работами по определению настоящего и будущего своих соплеменников, по большому счёту, не занят ни один из них. Для настоящих парламентариев, думающих о судьбе Отечества и проявляющих заботу о своих согражданах, парламент является не сценой театра абсурдов со щедрым приработком, но цехом, производящим продукт жизни, морали и духа.
В конце второй декады ноября 2009 года депутатом Мурманской областной Думы Страховым В.В. был организован и проведён «круглый стол» по проблемам оленеводства. Весь дискус «Стола» свёлся к одной проблеме: упразднению районных комиссий по просчёту оленей. Другими словами, снятию контроля со стороны госорганов за расходованием бюджетных средств, выделяемых хозяйствам и родовым общинам по количеству поголовья оленей на их дальнейшее развитие. Ответственные специалисты комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Мурманской области столь безответственное предложение не поддержали.
Другой проблемой в оленеводстве стала хроническая невыплата оленеводам, в данном случае Краснощельской глубинки, и без того нищенской зарплаты, а ведь только из бюджета области СХПК «Оленевод» получил в 2009 году 5,7 млн. рублей. Немалые средства на счета хозяйства поступили и из федерального бюджета. Пора спросить одним других, вместе пьющих с детства воду из одной реки Поной и уже более ста лет хоронящих общих предков на одном погосте, а как с расчётом и вообще с совестью?
Что же касается приобретения в очередной раз передвижного забойного пункта для оленеводческих хозяйств, то они вроде бы уже не один раз приобретались, а вот куда делись? Вопрос остался не выясненным.
13 марта 2010 года в рамках VII Ушаковских чтений, проведённых Мурманским Государственным педагогическим университетом, заключительное пленарное заседание было посвящено проблемам коренных народов Севера и, в частности, состоянию оленеводства в Мурманской области. В рассмотрении и обсуждении темы приняли участие учёные и практики из России и Норвегии. Ими констатировано следующее:
- принцип стихийной коммерциализации отрасли превалирует над научным и плановым;
- продолжается жёсткий и ускоренный бесконтрольный процесс «перекачивания» оленей через мясопродукцию в живые деньги;
- несоответствие количества поголовья оленей по данным статистики и в реальности – он ниже;
- старение и большой удельный вес пастухов-оленеводов холостяков – 70-80 процентов;
- работа в оленеводстве, и особенно для молодёжи, из-за низких заработков и бытовой неустроенности является не престижной;
- настоящей катастрофой для оленеводства на Кольском полуострове стало распространение охотничьих угодий на территории оленьих пастбищ.
Ежегодно Распоряжениями Правительства Российской Федерации Кольским саамам, наряду с другими народами Севера России, для личного потребления выделяется морская квота на вылов сёмги, трески, пикши, камбалы и сельди, а также речной и озёрной рыбы. Нерешённой дилеммой облова рыбной квоты в течение уже семи лет остаётся отсутствие антикоррупционного механизма её реализации. Исходя из этических норм, мы понимаем, что обделённым не должен быть ни один человек, где бы он ни жил на территории области. Уж не говоря о том, как эта квота будет облавливаться, и на кого лягут затраты за её вылов, сохранение, транспортировку и реализацию. Важно, чтобы в конечном итоге рыбная продукция входила в ежедневный рацион питания аборигенов Кольского Севера – саамов.
Велика по площади Мурманская область, населённых пунктов разбросано по ней до полутора сотен и во многих из них живут саамы. Ездить друг к другу далеко и накладно, по телефону не всё скажешь, саамские форумы, на которые собирается лишь небольшая часть из них, не так часты. В этих условиях спасение – Интернет. С информацией о саамской жизни, последних значимых событиях можно ознакомиться и её разместить на сайтах: saami.su. и saami.forum24.ru. Задачей саамского сообщества в условиях ограниченного информационного поля является превращение этих сайтов в важный инструмент общения, прямой и обратной связи, своеобразное собрание в режиме реального времени. Ну, а комментировать теперешнее содержание сайтов дело не благодарное. Мне думается, среди молодых саамов много продвинутых в этом плане людей, и они способны эти сайты организовать так, чтобы они стали и информатором, и средством общения, ну и, конечно же, организатором общественно-политической жизни саамов, несмотря на языковую разобщённость.
В сентябре 2009 года исполнилось 20 лет со дня создания Ассоциации Кольских саамов в Мурманске и начала движения по сохранению и развитию духовного и материального наследия коренных жителей Мурманской области – саамов. В связи с этим событием будет необходимо и важно подвести итоги двадцатилетнего пути общественного движения, провести анализ процессов становления и наращивания этнического самосознания по сохранению и возрождению промысловых традиций и культуры саамского народа.
В связи с этим событием было бы целесообразно в ближайшей перспективе, осенью 2010 или же весной 2011 года, тщательно подготовить и провести научно-практическую конференцию по теме (примерно): «Саамы России сегодня, завтра: пути решения по сохранению и развитию этноса».
Естественно, к подготовке форума и участию в его работе необходимо пригласить широкий круг отечественных и зарубежных специалистов. Форум, возможно, провести на базе национального культурного центра в селе Ловозеро или же в Мурманском Государственном педагогическом университете.
В средней перспективе, где-то к весне 2012 года, назревает необходимость проведения международного саамского форума по теме: «Этническое воспитание в саамской семье и национальное образование».
Примерный перечень вопросов по обозначенной теме:
- отношение к себе как к личности – самоидентификация;
- отношение к труду, национальным промыслам и участие в них;
- отношение к семье, роду, этносу;
- отношение к окружающему сообществу, государству, другим сообществам и государствам;
- отношение к родному языку, другим диалектам саамского языка, к языкам окружающего сообщества;
- баланс приоритетов семейного, этнического и государственного воспитания и образования;
- матрица или модель этнического воспитания и образования международного саамского сообщества.
На мой взгляд, на форуме следует рассмотреть и всесторонне проанализировать процессы этнического воспитания и национального образования в саамских семьях и сообществах Норвегии, Швеции, Финляндии и России. Результатом форума может быть принятие Саамской Хартии этнического воспитания и национального образования.
В дальней перспективе (весна 2015 года) на подобном форуме, возможно, рассмотреть вопросы этнического воспитания и образования саамского этноса на фоне и во взаимосвязи с процессами воспитания и образования в автохтонных сообществах Европы, Америки и Азии.
Поскольку саамы проживают в различных политических системах трёх стран Скандинавии и в России, на мой взгляд, для организации полноценной жизни саамского сообщества «через границы» необходимо:
- завершить работу по принятию Саамской Конвенции и по окончанию многосторонних юридических консультаций направить её для ратификации в государственные парламенты Швеции, Норвегии и Финляндии;
- на стыке государственных границ Норвегии, Финляндии и России при финансовой помощи Евросоюза построить Саамскую деревню – СЫЙЙТ, с особым дипломатическим статусом. В этой деревне создать саамский университет – многоступенчатый образовательный центр, где бы обучение велось на северо-саамском и английском языках, с многоцелевой научно-исследовательской и экспериментально-производственной базой (саамские ремёсла, художественные промыслы, комплексная переработка оленины, рыбы, другого биологического и растительного сырья); культурно-информационный центр с полиграфической базой; гостиничный и спортивный комплексы и т.д.
- подготовить и издать общую саамскую энциклопедию, информацию в ней расположить не по странам, а в алфавитном порядке. Для саамов каждой страны напечатать энциклопедию на государственном языке этой страны и на диалекте местных саамов. Отдельно издать энциклопедию на английском и северо-саамском языке;
- для координации работы саамских общественных организаций и культурно-информационного общения между саамами Швеции, Норвегии, Финляндии и России необходим выпуск общей саамской газеты на северо-саамском языке, а на начальном этапе и на русском языке. В перспективе необходимо предусмотреть трансляцию радио- и телевизионных передач для саамов четырёх стран на северо-саамском языке.
В конце декабря 2009 года состоялся очень предметный разговор по всему кругу проблем и задач жизнедеятельности Кольских саамов с Яковлевой Розой Ивановной из города Оленегорска, саами по национальности, педагогом, многие годы проработавшей директором начальной школы в п. Лопарская, преподавателем саамского языка и ведущим организатором традиционного ежегодного фестиваля саамской музыки и театра в Оленегорске. Человеком высочайшего авторитета. Главное, о чём она посетовала, что в силу разных и объективных, и субъективных причин исчезает саамская семья, всё более удаляется от образа жизни своих предков, становится интернациональной, катастрофически сокращается рождаемость.
Следовательно, наиглавнейшей задачей для международного саамского сообщества является воссоздание саамской семьи и поиск путей разрешения сложной демографической ситуации.


Эксперт по вопросам саамов Н.Б. Богданов
г. Кола, 10.04.2010


Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Николай Богданов



Сообщение: 6
Зарегистрирован: 24.03.10
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.04.10 21:33. Заголовок: Саамы и власть в современной историко-культурной перспективе


Саамы и власть в современной историко-культурной перспективе

Если спросить на мурманских улицах прохожих: «кто такие саамы?», то сегодня многие из них ответят, что это коренные жители Кольского полуострова, живут в тундре, занимаются оленеводством, ловят рыбу, столицей саамов назовут Ловозеро, ну и ещё что-нибудь добавят к сказанному. Сведущий же человек расскажет немного больше и только знающий саамов и саамскую жизнь поведает многое. Но и для него устремление помыслов саамского человека остаётся глубокой тайной. Состояние души и самого духа саамов можно услышать и почувствовать только во время исполнения ими традиционной национальной песни-лыввьты. И ещё сущность саама раскрывается в тундре при общении его с природой, оленями и в самобытном рукодельном творчестве.
Что же касается понимания в современных условиях слова «ВЛАСТЬ», то это очень ёмкое слово, сопровождаемое в энциклопедиях громоздким понятийным аппаратом. В простом изложении власть – это система государственной и муниципальной власти, призванная обеспечить все нормы Основного закона государства – Конституции России, то есть обеспечить нормальную жизнь любого гражданина страны, в нашем случае коренных жителей Севера – саамов. Тем более что это положение прописано 21-й статьёй Устава Мурманской области.
В общественно-политической жизни саамов и Мурманского сообщества в последние два года произошли судьбоносные решения и качественные изменения в структурах властных органов. У саамов Мурманской области 14 декабря 2008 года, впервые в их истории, состоялся 1-й съезд, решения которого ещё предстоит осмыслить и ещё не однажды вернуться к его решениям и рекомендациям.
На капитанском мостике региона по воле Президента России и решению депутатов Мурманской областной Думы в марте 2009 года место занял новый Губернатор – Дмитриенко Дмитрий Владимирович.
В недрах саамской общины региона и обновляемых анналах исполнительных органов государственной власти Мурманской области идёт обоюдное осмысление и формирование уточнённой системы взаимодействия саамов и органов власти, в том числе и на муниципальном уровне. Естественно и очевидно, что прежняя структура взаимодействия власти и саамов, постановка экономических, социальных целей и задач, их реализация ощутимых результатов не дают, исключая некоторые подвижки в наращивании культурного наследия этноса, в основном идущих от творческой сущности самого человека.
За последние шесть лет тратятся немалые средства из бюджета области на содержание Центра народов Севера, поддержку оленеводства, разработку и претворение в жизнь социально-экономических Программ, региональных законов и прочее. Однако при этом оленеводство в области идёт на убыль, а в Кольском районе и вообще исчезло, количество занятых в нём саамов ежегодно сокращается, молодёжь, получив соответствующее образование и трудовые навыки в ПУ-26, к оленьим стадам в тундру не рвётся. Причина – низкая заработная плата оленевода, отсутствие защищённости пастуха в тундре, никаких социально-культурных условий жизни человека на базах, а сама профессия для молодых оленеводов ещё не стала образом жизни. Оленеводческие хозяйства СХПКА «Тундра» и СХПК «Оленевод» по разным причинам за последние 10 лет утратили способность воспроизводства оленепоголовья и из стадии отрасли превратились в промысел. Имеют ли они в таком качестве будущее, предвидеть затруднительно, и вопрос этот остаётся открытым. Что касается родовых общин, то процесс их вживления в биологическую и социальную среду до устойчивого уровня экономической жизнеспособности возможен только при отеческой заботе со стороны организаторов и государства и может продлиться лет 20-25. Для этого общинникам необходима профессиональная подготовка, осознанное принятие образа жизни и усвоение навыков предков, патерналистская правовая база, устойчивая и упрощённая, но вместе с тем и подконтрольная система финансирования со стороны государства.
В конце апреля 2009 года в Москве состоялся VI съезд коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. В отчётном докладе Президента Ассоциации аборигенных народов России Харючи Сергея Николаевича с тревогой и озабоченностью прозвучало следующее: «Однако с сожалением мы вынуждены сегодня отметить, что за последние годы из российского законодательства изъят ряд норм, гарантирующих коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации особые права как в сфере природопользования, так и в социальной сфере, что привело к неблагоприятным последствиям».
Так, из Федерального закона «О гарантиях коренных малочисленных народов Российской Федерации» были исключены нормы:
- о совместном регулировании правового режима владения, пользования и распоряжения землями традиционного природопользования и землями историко-культурного назначения в местах проживания малочисленных народов;
- о представительстве малочисленных народов в законодательных (представительных) органах субъектов Российской Федерации и представительных органах местного самоуправления.
Из Федерального закона «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» была исключена норма о налоговых льготах.
Из Земельного, Лесного и Водного Кодексов Российской Федерации были изъяты нормы о бесплатном пользовании землями различных категорий для коренных народов.
Из Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» были изъяты нормы о получении рыбопромысловых участков для традиционного рыболовства без проведения конкурса.
Конечно, в столице России эти конфликтообразующие решения по выхолащиванию из российского законодательства льгот для народов Севера особо не скажутся и на фоне московских событий выглядят незначительными. Зато вся эта головная боль перетекает в кабинеты губернаторов регионов и глав муниципальных образований, где вынуждены искать приемлемые решения по всем вопросам. Из сказанного следует, что для народов Севера и для власти встаёт одна и та же обоюдоострая задача: как положительно разрешить на местах эту ситуацию и уйти от конфликта. Для её разрешения нужно быть готовым и обеим сторонам проблематики.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Медведева Дмитрия Анатольевича Правительству Российской Федерации, подписанным им 16.10.2008 по итогам визита на Дальний Восток, 4 февраля 2009 года Правительством России была утверждена «Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».
Целью Концепции является создание в Российской Федерации условий для формирования устойчивого развития малочисленных народов Севера на основе укрепления их социально-экономического потенциала при сохранении исконной среды
обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей этих народов.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
- сохранение исконной среды обитания и традиционного природопользования, необходимых для обеспечения и развития традиционного образа жизни малочисленных народов Севера;


- развитие и модернизация традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера;
- повышение качества жизни малочисленных народов Севера до среднероссийского уровня;
- создание условий для улучшения демографических показателей малочисленных народов Севера, в том числе путём снижения детской смертности и увеличения продолжительности жизни до среднероссийского уровня;
- повышение доступа к образовательным услугам малочисленных народов Севера с учётом их этнокультурных особенностей;
- содействие развитию общин и других форм самоуправления малочисленных народов Севера;
- сохранение культурного наследия малочисленных народов Севера.
Из вышеизложенного следует, что и в Мурманской области должен быть разработан подобный программный документ: «Концепция устойчивого развития Кольских саамов» на период, как и федеральный документ, до 2025 года. Научные силы, средства и возможности в регионе есть, необходимо лишь продуманное и твёрдое решение ВЛАСТИ, естественно, при участии здоровых и компетентных сил саамского сообщества.
При составлении Концепции необходимо исходить не из того, что слишком мал по численности саамский этнос России, а из того, сколь велик русский народ и могущественно Российское государство.
При разработке Концепции, на мой взгляд, необходимо предусмотреть следующее:
- в Мурманске на базе бывшего кинотеатра “Утёс” – создание саамского областного этнокультурного центра;
- в структуре МГПУ – образование саамского института (с исследовательскими и издательскими функциями);
- на базе ЗАО “Кольское саамское радио” – саамского информационного центра;
- на базе Ловозерской типографии – издательского центра саамской литературы;
- на базе национального культурного центра села Ловозеро – областного методического центра саамской культуры и ремёсел;
- на базе ПУ-26 совместно с оленеводческими хозяйствами и родовыми общинами – реадаптационного обучающего центра (саамской деревни) для подготовки практических кадров по ведению и управлению традиционными отраслями хозяйствования в общинах и оленеводческих хозяйствах народов Севера, и в первую очередь, в оленеводстве.
Общественными саамскими организациями и представителями саамской интеллигенции целесообразно предусмотреть:
- образование комиссии по вопросам материнства и детства;
- образование комиссии по творческому и культурному наследию Кольских саамов;
- создание Фонда Саамской культуры и социального развития;
- образование постоянного оргкомитета по проведению фестиваля саамской музыки и
детского театра, в том числе и других мероприятий традиционной культуры и спорта;
- образование литературной премии Мурманской области имени Октябрины Вороновой.
Очевидно, что достижение вышепоставленных целей и решение жизнеутверждающих задач, касающихся судьбы малочисленных автохтонных этносов, в современной России немыслимо без коренного пересмотра политики государства в сторону социальных приоритетов для всего народонаселения страны, как это, например, принято в соседней Норвегии. Для движения в этом направлении нужна добрая и несгибаемая политическая воля руководства и здоровых политических сил России по преодолению процессов деиндустриализации и депопуляции в Отечестве, для чего необходимо политическим силам в стране не только провозглашать себя партией власти или справедливости, но и партией ответственности за всё, что происходит сегодня и будет происходить в государстве завтра.
В конце мая 2009 года в "Полярной правде" была опубликована моя статья "Как обустроится саамам", в авторском варианте она называлась "Саамы и Власть". В ней был изложен представленный выше в данном докладе материал.
С содержанием статьи ознакомились все общественно-политические лидеры саамских организаций и родовых общин, наиболее активная часть саамского сообщества Мурманской области. В Скандинавии статья была переведена на английский и северо-саамский языки. Одновременно данная статья была также размещена на b-porte.com.
С того времени прошло чуть менее года. Проанализируем, какие изменения произошли в жизни саамского сообщества, так как в этот период времени состоялся ряд значимых, количеством до двух десятков, мероприятий местного и международного характера, в которых прямо или косвенно звучала саамская тема или же проблематика, решались те или иные насущные вопросы.
В своём выступлении в начале октября 2009 года на юбилейной конференции Ассоциации Кольских саамов один из первых заместителей Губернатора Мурманской области строго наказал руководителям управления по взаимодействию с общественными организациями и делам молодёжи и Центра народов Севера в недельный срок завершить работу над программой социально-экономического развития народов Севера. С того строгого напутствия прошло около трёх месяцев прежде чем данная программа была откорректирована. Тем не менее качество и социальная ответственность при корректировании этого важного политического документа оставляют желать лучшего. Так, из программы исчезла строка по финансированию в 2010 году традиционного фестиваля саамской музыки и детского театра, ежегодного проводимого в городе Оленегорске. В проекте документа эта сумма составляла 270 тыс. рублей.
Что же касается профиля деятельности Центра народов Севера в нынешней ипостаси, то оно движется параллельно интересам и чаяниям аборигенов области, так как программой и финансами к ней занимается косвенно. Вопросами культуры, образования, деятельности родовых общин, развитием традиционных ремёсел, условиями быта и социальных условий жизни саамов Центр вообще не отягощён. Естественно, что задача Центра заключается в выработке неформальной идеологии духовного и материального развития саамского этноса, защите его интересов. Но претворить в жизнь её весьма проблематично, так как ни один из семи работников Центра не является представителем народов Севера. Следовательно, работники Центра по жизни никак не связаны с ними пуповиной нравственно-этического миропонимания. Ну а появляться на саамских мероприятиях в качестве "Свадебных генералов", виртуально представляя исполнительную власть, не слишком ли накладно для налогоплательщиков? Выводы в связи с этим непосторонний способен сделать сам.
Со дня проведения первого съезда Кольских саамов прошло, почитай, уже полтора года. Созданный на нём Совет уполномоченных представителей саамов Мурманской области и вслед за ним Совет саамов при Губернаторе Мурманской области так, к сожалению, по своей общественной функции и не состоялись как прообраз Парламента Кольских саамов. Камеральными и программными работами по определению настоящего и будущего своих соплеменников, по большому счёту, не занят ни один из них. Для настоящих парламентариев, думающих о судьбе Отечества и проявляющих заботу о своих согражданах, парламент является не сценой театра абсурдов со щедрым приработком, но цехом, производящим продукт жизни, морали и духа.
В конце второй декады ноября 2009 года депутатом Мурманской областной Думы Страховым В.В. был организован и проведён «круглый стол» по проблемам оленеводства. Весь дискус «Стола» свёлся к одной проблеме: упразднению районных комиссий по просчёту оленей. Другими словами, снятию контроля со стороны госорганов за расходованием бюджетных средств, выделяемых хозяйствам и родовым общинам по количеству поголовья оленей на их дальнейшее развитие. Ответственные специалисты комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Мурманской области столь безответственное предложение не поддержали.
Другой проблемой в оленеводстве стала хроническая невыплата оленеводам, в данном случае Краснощельской глубинки, и без того нищенской зарплаты, а ведь только из бюджета области СХПК «Оленевод» получил в 2009 году 5,7 млн. рублей. Немалые средства на счета хозяйства поступили и из федерального бюджета. Пора спросить одним других, вместе пьющих с детства воду из одной реки Поной и уже более ста лет хоронящих общих предков на одном погосте, а как с расчётом и вообще с совестью?
Что же касается приобретения в очередной раз передвижного забойного пункта для оленеводческих хозяйств, то они вроде бы уже не один раз приобретались, а вот куда делись? Вопрос остался не выясненным.
13 марта 2010 года в рамках VII Ушаковских чтений, проведённых Мурманским Государственным педагогическим университетом, заключительное пленарное заседание было посвящено проблемам коренных народов Севера и, в частности, состоянию оленеводства в Мурманской области. В рассмотрении и обсуждении темы приняли участие учёные и практики из России и Норвегии. Ими констатировано следующее:
- принцип стихийной коммерциализации отрасли превалирует над научным и плановым;
- продолжается жёсткий и ускоренный бесконтрольный процесс «перекачивания» оленей через мясопродукцию в живые деньги;
- несоответствие количества поголовья оленей по данным статистики и в реальности – он ниже;
- старение и большой удельный вес пастухов-оленеводов холостяков – 70-80 процентов;
- работа в оленеводстве, и особенно для молодёжи, из-за низких заработков и бытовой неустроенности является не престижной;
- настоящей катастрофой для оленеводства на Кольском полуострове стало распространение охотничьих угодий на территории оленьих пастбищ.
Ежегодно Распоряжениями Правительства Российской Федерации Кольским саамам, наряду с другими народами Севера России, для личного потребления выделяется морская квота на вылов сёмги, трески, пикши, камбалы и сельди, а также речной и озёрной рыбы. Нерешённой дилеммой облова рыбной квоты в течение уже семи лет остаётся отсутствие антикоррупционного механизма её реализации. Исходя из этических норм, мы понимаем, что обделённым не должен быть ни один человек, где бы он ни жил на территории области. Уж не говоря о том, как эта квота будет облавливаться, и на кого лягут затраты за её вылов, сохранение, транспортировку и реализацию. Важно, чтобы в конечном итоге рыбная продукция входила в ежедневный рацион питания аборигенов Кольского Севера – саамов.
Велика по площади Мурманская область, населённых пунктов разбросано по ней до полутора сотен и во многих из них живут саамы. Ездить друг к другу далеко и накладно, по телефону не всё скажешь, саамские форумы, на которые собирается лишь небольшая часть из них, не так часты. В этих условиях спасение – Интернет. С информацией о саамской жизни, последних значимых событиях можно ознакомиться и её разместить на сайтах: saami.su. и saami.forum24.ru. Задачей саамского сообщества в условиях ограниченного информационного поля является превращение этих сайтов в важный инструмент общения, прямой и обратной связи, своеобразное собрание в режиме реального времени. Ну, а комментировать теперешнее содержание сайтов дело не благодарное. Мне думается, среди молодых саамов много продвинутых в этом плане людей, и они способны эти сайты организовать так, чтобы они стали и информатором, и средством общения, ну и, конечно же, организатором общественно-политической жизни саамов, несмотря на языковую разобщённость.
В сентябре 2009 года исполнилось 20 лет со дня создания Ассоциации Кольских саамов в Мурманске и начала движения по сохранению и развитию духовного и материального наследия коренных жителей Мурманской области – саамов. В связи с этим событием будет необходимо и важно подвести итоги двадцатилетнего пути общественного движения, провести анализ процессов становления и наращивания этнического самосознания по сохранению и возрождению промысловых традиций и культуры саамского народа.
В связи с этим событием было бы целесообразно в ближайшей перспективе, осенью 2010 или же весной 2011 года, тщательно подготовить и провести научно-практическую конференцию по теме (примерно): «Саамы России сегодня, завтра: пути решения по сохранению и развитию этноса».
Естественно, к подготовке форума и участию в его работе необходимо пригласить широкий круг отечественных и зарубежных специалистов. Форум, возможно, провести на базе национального культурного центра в селе Ловозеро или же в Мурманском Государственном педагогическом университете.
В средней перспективе, где-то к весне 2012 года, назревает необходимость проведения международного саамского форума по теме: «Этническое воспитание в саамской семье и национальное образование».
Примерный перечень вопросов по обозначенной теме:
- отношение к себе как к личности – самоидентификация;
- отношение к труду, национальным промыслам и участие в них;
- отношение к семье, роду, этносу;
- отношение к окружающему сообществу, государству, другим сообществам и государствам;
- отношение к родному языку, другим диалектам саамского языка, к языкам окружающего сообщества;
- баланс приоритетов семейного, этнического и государственного воспитания и образования;
- матрица или модель этнического воспитания и образования международного саамского сообщества.
На мой взгляд, на форуме следует рассмотреть и всесторонне проанализировать процессы этнического воспитания и национального образования в саамских семьях и сообществах Норвегии, Швеции, Финляндии и России. Результатом форума может быть принятие Саамской Хартии этнического воспитания и национального образования.
В дальней перспективе (весна 2015 года) на подобном форуме, возможно, рассмотреть вопросы этнического воспитания и образования саамского этноса на фоне и во взаимосвязи с процессами воспитания и образования в автохтонных сообществах Европы, Америки и Азии.
Поскольку саамы проживают в различных политических системах трёх стран Скандинавии и в России, на мой взгляд, для организации полноценной жизни саамского сообщества «через границы» необходимо:
- завершить работу по принятию Саамской Конвенции и по окончанию многосторонних юридических консультаций направить её для ратификации в государственные парламенты Швеции, Норвегии и Финляндии;
- на стыке государственных границ Норвегии, Финляндии и России при финансовой помощи Евросоюза построить Саамскую деревню – СЫЙЙТ, с особым дипломатическим статусом. В этой деревне создать саамский университет – многоступенчатый образовательный центр, где бы обучение велось на северо-саамском и английском языках, с многоцелевой научно-исследовательской и экспериментально-производственной базой (саамские ремёсла, художественные промыслы, комплексная переработка оленины, рыбы, другого биологического и растительного сырья); культурно-информационный центр с полиграфической базой; гостиничный и спортивный комплексы и т.д.
- подготовить и издать общую саамскую энциклопедию, информацию в ней расположить не по странам, а в алфавитном порядке. Для саамов каждой страны напечатать энциклопедию на государственном языке этой страны и на диалекте местных саамов. Отдельно издать энциклопедию на английском и северо-саамском языке;
- для координации работы саамских общественных организаций и культурно-информационного общения между саамами Швеции, Норвегии, Финляндии и России необходим выпуск общей саамской газеты на северо-саамском языке, а на начальном этапе и на русском языке. В перспективе необходимо предусмотреть трансляцию радио- и телевизионных передач для саамов четырёх стран на северо-саамском языке.
В конце декабря 2009 года состоялся очень предметный разговор по всему кругу проблем и задач жизнедеятельности Кольских саамов с Яковлевой Розой Ивановной из города Оленегорска, саами по национальности, педагогом, многие годы проработавшей директором начальной школы в п. Лопарская, преподавателем саамского языка и ведущим организатором традиционного ежегодного фестиваля саамской музыки и театра в Оленегорске. Человеком высочайшего авторитета. Главное, о чём она посетовала, что в силу разных и объективных, и субъективных причин исчезает саамская семья, всё более удаляется от образа жизни своих предков, становится интернациональной, катастрофически сокращается рождаемость.
Следовательно, наиглавнейшей задачей для международного саамского сообщества является воссоздание саамской семьи и поиск путей разрешения сложной демографической ситуации.


Эксперт по вопросам саамов Н.Б. Богданов
г. Кола, 10.04.2010


Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 6
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Форум находится на 5 месте в рейтинге
Текстовая версия

Кольские карты