On-line: гостей 1. Всего: 1 [подробнее..]

Саамско-русский и Русско-саамский словари

О Съездах саамов Мурманской области

ООН и коренные народы, кратко о международных правилах и нормах.

Часто мы озлобляемся на людей прямодушных и открытых за то, что они прямо обличают наши неправды. Такими людьми надо дорожить и прощать им, если они смелою речью обрывают наше самолюбие. Это врачи, в нравственном смысле, которые острым словом обрезывают гнилости сердечные и, чрез пробуждение нашего самолюбия, производят в душе, омертвевшей грехом, сознание греха и жизненную реакцию.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский


Губернатор Мурманской области на совещании по рыболовству в Правительстве РФ предоставила неправильную информацию!
Тема форума саами

Ответов - 4 [только новые]


Вендрю
администратор




Сообщение: 626
Зарегистрирован: 05.03.09
Откуда: Россия, Мончегорск
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.01.11 00:53. Заголовок: Защита прав коренных малочисленных народов


Защита прав коренных малочисленных народов

В Конституции РФ и вФедеральном законе "О гарантиях прав коренных малочисленных народов..." речь идет о защите "исконной среды обитания", о "местах компактного проживания" и "местах традиционного расселения", но не о землях и территориях. То есть, положения о территориях традиционного природопользования установлены нечетко.

В Федеральном законе "Об охране окружающей среды" упоминаются "места традиционного проживания и хозяйственной деятельности", которые подлежат "особой охране", а в национальных парках допускается выделение "зон традиционного экстенсивного природопользования". В Земельном кодексе РФ уточняется, что территории традиционного природопользования относятся к категории земель "особо охраняемых природных территорий (ст. 95) и что земли "природоохранного назначения" могут быть предоставлены в случаях, предусмотренных федеральным законодательством о коренных народах (ст. 97), а также говорится о возможности создания территорий традиционного природопользования (ст. 97). Но ст. 7 этого же Кодекса устанавливает, что в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности КМН в случаях, предусмотренных законодательством, может быть установлен особый правовой режим использования земель различных категорий.

На мой взгляд, основной задачей сегодня является неукоснительное обеспечение прав КМН:

1) права на свою землю (территорию);

2) права на сохранение традиционного уклада, языка, исконной культуры и обеспечение преемственности традиционных знаний;

3) права на традиционное ресурсопользование, использование биоресурсов с сохранением приоритетов КМН над пришлым населением и «освоителями»;

4) права на самостоятельную защиту своих интересов.

Все это возможно только при эффективном использовании своего представительства на всех уровнях вертикали власти. КМН должны иметь гарантии представительства во всех органах исполнительной и законодательной власти, право создавать свои органы самоуправления. В ряде случаев - не дробя их в соответствии с административными границами.

Главным, как я считаю, является юридическое закрепление права КМН самим контролировать экологическую и ресурсную ситуации на территориях проживания и ведения традиционного хозяйства. Активней участвовать в принятии решений по любому вопросу, затрагивающему интересы KMH. Постоянно обращать внимание и требовать проведения экспертиз и участвовать в их проведении в тех проектах, которые ведутся или планируются на их землях.

С 01.01.05 вступил в действие Федеральный закон "О рыболовстве", и хотя в ст. 25 этого закона говорится о соблюдении интересов коренных народов, однако до сих пор сохраняется жесткое регулирование со стороны федеральных органов исполнительной власти. На очереди принятие Государственной Думой Федерального закона "О прибрежном рыболовстве", в котором также первостепенно должны быть учтены интересы традиционного природопользования коренных народов.

Сохранение традиционного уклада и исконной культуры КМН прописаны в базовых законах - это и о гарантиях прав, о территориях традиционного природопользования и общинах. Именно они несут в себе нормы сохранения и развития самобытной культуры, традиционного природопользования и преемственности традиционных знаний. Эти нормы в широком смысле отражены и в других федеральных законах - "О национально-культурной автономии", "О народных художественных промыслах" и др., а также в Концепции государственной национальной политики РФ.

Однако до сих пор нет законов об охоте, рыболовстве, сохранении и использовании морских биоресурсов, оленеводстве и др. Именно они могли бы существенно поддержать права КМН целевыми нормами законодательства в данных областях. На данном этапе пока все решается в рамках федеральных законов, которые не имеют в отношении КМН прямого действия. Например, Федеральный закон "О животном мире" гласит, что КМН, если исконная среда их обитания и традиционное природопользование связаны с использованием ресурсов животного мира, могут наделяться дополнительными особыми правами: это и приоритетное пользование животным миром, и выбор угодий, и льготы в отношении сроков и районов добычи, половозрастного состава и количества добываемых объектов животного мира и продуктов их жизнедеятельности. Этот закон ориентирован на защиту прав, охрану исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов и этнических общностей на территориях их проживания. Он же гарантирует сохранение и использование объектов животного мира.

До сих пор законодательно не закреплен перечень того, что может быть отнесено к "традиционной хозяйственной деятельности" и "традиционным промыслам". Не выделены и критерии отнесения разных форм деятельности к традиционным. Это важно не только для законов о защите прав КМН прямого действия, но и для применения других законодательных актов.

В Земельном кодексе РФ есть положение, согласно которому при предоставлении земельных участков в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности КМН РФ для целей, не связанных с традиционной хозяйственной деятельностью и традиционными промыслами, могут проводиться сходы, референдумы граждан по вопросам изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставления земельных участков для строительства объектов, размещение которых затрагивает интересы этих народов.

На решение проблем традиционного природопользования КМН на лесных землях направлены статьи Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях". В законе во многом был учтен негативный опыт последних лет, когда закреплявшиеся за коренными народами в отдельных субъектах РФ территории традиционного природопользования в виде родовых угодий, крестьянских хозяйств и национальных предприятий нередко переходили за минимальные материальные компенсации новым владельцам - нефте- и газодобывающим компаниям, различным акционерным обществам, в том числе иностранным юридическим лицам, а коренные народы оставались лишенными каких бы то ни было прав.

Покой нам только снится! Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Вендрю
администратор




Сообщение: 627
Зарегистрирован: 05.03.09
Откуда: Россия, Мончегорск
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.01.11 00:55. Заголовок: О рассмотрении проекта закона "О недрах"


О рассмотрении проекта закона "О недрах"

В этой связи не могу не затронуть широко обсуждаемый сейчас вопрос о принятии нового Федерального закона "О недрах". В ходе бурной дискуссии по поводу этого законопроекта рабочая группа в составе производственников, ученых, представителей общественных организаций выделила 3 блока наиболее актуальных вопросов в развитии законодательства о недрах.

Первый блок вопросов включает в себя соотношение договорной и разрешительной моделей взаимосвязи государства и инвестора. Правительственный законопроект фактически призывает к отмене государственной системы лицензирования пользования недрами. Многие представители рабочей группы не согласны с этим, т.к. предлагаемая замена лицензии и лицензионного соглашения договором есть, по сути, шаг назад и приведет лишь к снижению доверия со стороны инвесторов к таким правам недропользователя.

Второй блок вопросов связан с отменой так называемого принципа двух ключей в предоставлении права недропользования. Отмена практики двух ключей вызывает самые решительные возражения со стороны органов власти субъектов РФ. Однако федеральный центр продолжает доказывать, что этот механизм не работает, т.к. в последнее время субъекты Федерации не столько способствуют выгодному использованию природных ресурсов, сколько нарушают установленный порядок распределения месторождений.

Однако сейчас политический климат изменился - в субъектах РФ главы исполнительной власти наделяются полномочиями Президентом РФ. В этой связи, на мой взгляд, необходимо разработать такой правовой механизм, при котором экономические взаимоотношения центра и субъектов РФ учитывали бы все интересы в равной степени.

И, наконец, третий блок, на мой взгляд, самый важный - это основы государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования. Наряду с предложениями о доработке налогового законодательства с целью стимулирования недропользователей в сфере воспроизводства минерально-сырьевой базы, укреплении федерального уровня управления государственным фондом недр, серьезные замечания были высказаны по вопросам контроля за самим процессом разработки месторождений. Главное требование - соблюдение недропользователями норм и правил в сфере охраны окружающей среды. Это и является главной проблемой, особенно при недропользовании в местах проживания КМН.

После обсуждения законопроекта "О недрах" было принято решение о его существенной доработке с учетом вышеуказанных замечаний и предложений. Вместе с тем хотелось бы отметить, что хотя прежний закон "О недрах" явно устарел, и необходимость принятия нового закона назрела давно, думаю, что один закон не сможет решить все проблемы, связанные с природными ресурсами. Считаю, что необходимо разработать целый пакет законодательных и нормативных актов для приведения российского законодательства в этой области в соответствие с реалиями сегодняшнего дня.

Покой нам только снится! Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Вендрю
администратор




Сообщение: 628
Зарегистрирован: 05.03.09
Откуда: Россия, Мончегорск
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.01.11 00:56. Заголовок: Об охране окружающей среды


Об охране окружающей среды

Одной из основных проблем является охрана окружающей среды на территориях традиционного природопользования. Порядок природопользования на них устанавливается исключительно федеральными законами, в частности, Земельным кодексом РФ.

Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов..." гласит, что эти народы могут участвовать в контроле над использованием земель, ресурсов и общераспространенных полезных ископаемых в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности и даже иметь право на возмещение убытков, в случае, если организации или физические лица нанесут ущерб среде обитания. Однако до сих пор не существует методики расчёта ущерба, наносимого промышленными предприятиями территориям традиционного природопользования. Сами формы и виды хозяйствования КМН и промышленников всегда в своей основе антагонистичны. Не исключены и конфликты. Еще в 1999 г. такая методика подсчета ущерба была разработана правительством ХМАО и отправлена в федеральные органы власти. До сих пор нет никакой реакции на этот счет. А пока Правительство ХМАО создало свои окружные законы, согласно которым компания, желающая выиграть тендер на получение земельного участка, должна сначала учесть интересы коренных жителей и согласовать с ними все вопросы. Далее все взаимоотношения с местными коренными жителями строятся на договорной основе.

Хочу еще раз подчеркнуть, что устранение имеющихся пробелов в правоприменении законодательства о КМН - это основная задача Государственной Думы, федеральных органов исполнительной власти, а также региональных и местных властей. Именно в их руках находятся рычаги, позволяющие оперативно реагировать на ущемление прав КМН и, прежде всего, в связи с причинением недропользователями вреда окружающей среде. Следует незамедлительно принимать необходимые превентивные меры к недопущению таких фактов. Только в этом случае станет возможным выполнение одной из основных задач - сохранение благоприятных условий жизнедеятельности коренных народов.

Покой нам только снится! Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Ватонена



Сообщение: 67
Зарегистрирован: 03.10.10
Откуда: Россия, с. Ловозеро
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.01.11 02:03. Заголовок: Об устранении пробелов.


После выхода статьи прошло пять лет и к настоящему времени могу со всей ответственностью констатировать, что ни на федеральном уровне, ни на региональном уровне, ни на местном уровне устранением пробелов в правоприменении законодательства о КМН никто не занимался. Наоборот - имеющиеся пробелы в законодательстве начали использовать против нас.

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 6
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Форум находится на 5 месте в рейтинге
Текстовая версия

Кольские карты