http://www.raipon.info/home/kalendar-prazdnikov.html Календарь праздников коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока
Печать
ЯНВАРЬ
Молодежные спортивные состязания сеоков (родов) «Маарыш», Кемеровская область, Таштагольский район
Праздник возрожден в 2008 году в Таштагольском районе. Главной целью мероприятия является пропаганда национальных игр и видов спорта, воспитание у молодежи духовно-нравственной культуры.
«Мылтык» - Праздник ружья, Кемеровская область, г. Мыски
Праздник возрожден в 2007 году, впервые проведен 19 января в Таштагольском районе. С тех пор ежегодно проводится только в Мысках.
ФЕВРАЛЬ
6 февраля - Международный национальный день единения саами, Мурманская область, г. Мурманск и поселения, где проживают саамы
В этот день проходит церемония поднятия флага у мэрии города, проведение круглых столов, открытий выставок в музее, библиотеках, концерты.
Праздник отмечают саамами Скандинавии, Финляндии и России.
История праздника: именно в этот день в 1917 году в Тронхейме (Норвегия) состоялось первое собрание саамов, на котором решались вопросы объединения саамов северных стран (Швеция, Норвегия, Великое княжество Финляндское) и взаимодействия через государственные границы.
В 1956 году был создан Союз Саамов, который представлял интересы саамов Норвегии, Швеции и Финляндии (всего 15 членов; с 1992 года в Союз вошли и представители России). Члены союза ежегодно принимали участие в общем съезде - Саамской конференции. Так, в 1986 году на ней были утверждены саамские национальные флаг и гимн, включая правила их использования.
В 1992 году на XV Саамской конференции, прошедшей в Хельсинки, в честь первого съезда 1917 года дата 6 февраля была утверждена национальным днём саамов. Впервые отпразднован в 1993 году в Йокмокке (Швеция).
Саамы России вкладывают в дату 6 февраля дополнительный смысл. В 1866 году, в результате реформаторской деятельности императора Александра II, была создана саамская (с начала XX века - Кольско-Лопарская) волость, которая вошла в состав Кольского (Александровского) уезда Архангельской губернии. C 1868 года в волости начал работу выборный орган народного представительства «Коладаг соббарь».
В собрание входили старшина (управляющий саамской волостью), заседатель (помощник управляющего), писарь (секретарь, который вёл протокол собрания), представитель императора (инспектор или чиновник по крестьянским делам) и выборные представители от каждого общества (в составе волости было несколько обществ) и погоста (сиййт, которые составляли общество).
День оленевода, Камчатский край, села Олюторского района – Тиличики, Хаилино, Средние Пахачи
Традиционный праздник коренных народов. Проводится с целью привлечения внимания к важной отрасли традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов – оленеводство, с целью передачи традиционных знаний молодежи и повышения престижа оленевода.
Спартакиада коренных малочисленных народов Кемеровской области, Кемеровская область
Проводится с 1995 года. Инициатором их проведения был таштаголец, шахтер по профессии, Николай Макарович Челбогашев (род Челей), который безвременно ушел из жизни в 2004 году.
21 февраля - День шорского языка, Кемеровская область, г.Новокузнецк
Международный день родных языков, проводится на разных площадках с 2007 года.
«Быстринский спринт», 24-25 февраля 2012 года, Камчатский край, поселок Эссо Быстринский район
Гонка на собачьих упряжках, проводится по кольцевому маршруту. В Быстринском спринте взрослые каюры соревнуются на упряжках из шести собачек, юниоры впрягают четырёх. Взрослым предстоит преодолеть 45 километров, юниоры – 25.
МАРТ
День Оленевода, 3 марта 2012 года
Камчатский край, поселок Эссо Быстринский район
В рамках этого традиционного праздника проходят гонки на оленьих упряжках, а также проводится Открытый турнир Быстринского района по национальной борьбе народов Севера. Также в этот же день стартует первенство Камчатского края по Северному многоборью, участники которого проходят 5 испытаний: бег с палкой на 2 км по пересеченной местности, метание топорика и чаута, тройной национальный прыжок и прыжок через нарту.
Самая протяженная гонка на собачьих упряжках «Берингия», 9-10 марта 2012 года
Камчатский край, поселок Эссо
«Берингия» — это ставшая традиционной гонка на собачьих упряжках, которая проходит из села Эссо до поселка Оссора по маршруту длиной 950 км. Гонка обычно проходит в марте, и вместе с началом весны приходит в населенные пункты на своем пути, принося радость их обитателям. Стоит заметить, что гонка, помимо состязательной составляющей, имеет еще и гуманитарное значение для жителей сел и поселков Корякии, главным образом, для детей. Частные лица, предприниматели и организации выступают в качестве спонсоров и меценатов, внося свой вклад в помощь школам и детям в рамках благотворительной гуманитарной акции «Берингия - детям Корякии».
Стартует Берингия в поселке Эссо, собирается очень много людей, организуются выступления фольклорных ансамблей, выставки-продажи сувениров, множество развлекательных мероприятий. Все это придает старту «Берингии» захватывающую атмосферу праздника. Большая часть маршрута гонки проходит по пересеченной местности.
В 2012 году изменен маршрут гонки, тем самым общая протяженность трассы составит 1100 км.
Фестиваль северных регионов, Санкт-Петербург, Институт народов Севера Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена
Это уникальный праздник, посвященный традиционным культурам народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Студенты института народов Севера, представители более 20 коренных малочисленных этносов, приезжают из регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока России на учёбу в г. Санкт-Петербург. Фестиваль способствует адаптации студентов в мегаполисе, формированию патриотизма и любви к малой родине, сохранению и развитию культур, языков и традиций народов Севера, формированию этнической и гражданской идентичности.
Ярко представляя на сцене самобытную культуру коренных малочисленных народов в конкурсной программе, северная молодежь воспевает свои регионы, родной северный край, популяризирует ценности родной культуры, способствует развитию толерантности и межкультурной коммуникации.
Для конкурса «Приветствие» участники готовят мультимедиа презентации о своих регионах, которые сопровождаются видеороликами, фотографиями, познавательной информацией об уникальных местах, этносах, известных людях родного края.
Во втором конкурсе «Знакомство с традиционными культурами региона» участниками со знанием и большим уважением демонстрируются песенный и танцевально-пластический фольклор, элементы традиционных обрядов, инсценируются национальные сказки, высмеивающие человеческие пороки и воспевающие храбрость, доброту и благородство.
В заключение Фестиваля студенты демонстрируют увлечения студенческой молодёжи в г. Санкт-Петербурге – спорт, современные танцевальные и музыкальные стили и направления. Кроме того в метафорической форме традиционных сказочных сюжетов обыгрывается студенческая жизнь.
В рамках фестиваля проводятся мастер-классы по игре на хомусе, по изготовлению изделий декоративно-прикладного искусства, конкурс национальной кухни, на котором представлены различные северные блюда: строганина, вяленая, малосоленая, копченая рыба – муксун и щекур, осетрина, караси, юкола, рыбий, медвежий и нерпичий жир, лепешки, оленьи языки, мясо, кедровые орешки, красная икра, уха из чира и осетра, кумыс, настойки и морсы из разных ягод.
Шорский народный праздник «Чыл-пажи» (Новый год), 22 марта (День весеннего равноденствия), Кемеровская область
Этот праздник носит обрядово-мифологический, психологический, нравственный характер, помогает раскрыть эстетические аспекты народного обычая, традиционной шорской культуры. Именно с этого дня у шорцев, как и у многих тюркских народов, начинался Новый год. Ежегодно отмечается во многих городах и селах Горной Шории.
Праздник Чыл-Пажи в Горной Шории был повсеместно утрачен и восстановлен 2002 году силами активистов Новокузнецкой городской общественной организации «Шория» и центра шорской культуры «Аба-Тура», которые в течении ряда лет вели поисковую работу.
С целью популяризации, «Чыл-Пажи» по инициативе НГОО «Шория», в 2006 году был проведен впервые на территории музея-заповедника «Томская Писаница» и с тех пор он проводиться ежегодно, приобрел статус межрегионального.
Областной праздник коренных народов: конец марта, Сахалинская область, г. Поронайск
В рамках XI Областного праздника коренных народов будут проведены:
1. Фестиваль художественного творчества:
- выступления национальных коллективов области;
- выставка изделий декоративно-приладного творчества и народных художественных промыслов;
- конкурс «Особенности национальной кухни».
2. Соревнования по национальным видам спорта. В программу соревнований входят следующие виды:
- многоборье (прыжки через нарты, метание топора на дальность, тройной прыжок с одновременным отталкиванием ног, стрельба из лука, бег с палкой по пересеченной местности);
- перетягивание каната;
- национальная борьба.
По инициативе Совета родовых хозяйств и общин вне рамок праздника состоятся гонки на снегоходах.
Официальным организатором проведения XI Областного праздника коренных народов является отдел коренных народов Севера аппарата Губернатора и Правительства Сахалинской области, МО городской округ «Поронайский»
Алтайский народный праздник Jылгайак в новолуние, Республика Алтай
Алтайский народный праздник Jылгайак - праздник встречи весны, весеннего равноденствия.
По обычаю, открытие праздника начинается рано утром с обряда освещения. Проводят его старейшины сел. В начале разжигается жертвенный огонь, его окропляют молоком, «кормят» огонь кусочками хлеба, произносят благопожелания и просят урожайного года. После того, как обряд освещения проведен, начинаются спортивные состязания и праздничный концерт.
Состязания проходят по следующим видам спорта: «Куреш» - борьба на поясах, «Камчы» - сбивание кеглей бичом; «Кодурге таш» - поднятие камня; «Тонжан jугуруш» - бег парами.
Так же в рамках праздника, проводится конкурс национальных блюд, где демонстрирует свои кулинарные способности каждое сельское поселение.
Основными блюдами, выставляемыми на конкурс, являются: «Борсок»; «Терпек»; «Чеген»; «Jоргом»; «Карты»; «Алтай чай».
Проходит конкурс «Jаражай» - конкурс на звание Красавицы праздника. Каждое поселение выставляет свою претендентку, которая в свою очередь должна пройти все этапы конкурса: «Шанкы» - демонстрация накосных украшений; демонстрация национальных костюмов; художественный номер; «Моя родословная».
Одновременно с конкурсами, идет концертная программа, где свои поздравления и пожелания высказывают почетные гости праздника. Они дарят подарки, награждают грамотами и дипломами участников мероприятия. В ответ, в знак уважения, им повязывают пояса и подают национальный кисломолочный напиток «Чеген». Далее идет концертная программа, состоящая из творческих номеров всех поселений. И заканчивается мероприятие награждением победителей.
“Аба-тойы – медвежий праздник”, Кемеровская область, Центр шорской культуры «Аба-Тура»
«Праздник охотника», Республика Коми, в д. Ласта Ижемский район
Ижемский народ испокон веков жил за счет охотничьего промысла и оленеводства. Цель праздника – возродить угасшие охотничьи традиции, сохранить культуру этого промысла.
Что касается самих состязаний, то охотники метают в цель копья и топоры, стреляют из лука, ходят на ходулях, съезжают с горы на лыжах, преодолевают снежные преграды с помощью шеста. Итоги подводятся по следующим номинациям:
1. Конкурс костюмов – «Лучший мужской костюм» и «Юный охотник».
2. Тропа препятствий – «Опытный охотник» и «Молодой охотник».
3. Гонки на охотничьих лыжах – «Опытный охотник» и «Молодой охотник».
Программа нацелена на изменение сознания жителей села, на выработку у них активной жизненной позиции.
«День охотника и оленевода», Иркутская область, Катангский район, на льду реки Нижняя Тунгуска
На празднике чествуют охотников, оленеводов, подводят итоги сезона охоты. Вручаются подарки и грамоты. Организовываются спортивные состязания- гонки на оленьих упряжках, охотничье многоборье. Выступают творческие коллективы. Организаторы праздника – администрация МО «Катангский район», Ербогаченское МО, при поддержке Общественной организации «Эвенкийский национальный культурный центр» и Союза КМНС Иркутской области.
Праздник Севера «Кэрхэллэм пеййв», Мурманская область, Краснощелье, Ловозеро, Мурманск
Последнее воскресение марта (25 марта 2012 года)
Гонки на оленьих упряжках, буксировка за оленем, езда на кережах, национальные виды спорта: метание нярталлы, прыжки через нарты, саамская борьба и т.д.
Соревнования оленеводов Ямало-Ненецкого округа на Кубок Губернатора ЯНАО: март-апрель, г.Надым
В соревнованиях участвуют оленеводы со всех районов округа.
Традиционный праздник селькупов «Прилет птиц», с. Красноселькуп, Ямало-Ненецкий автономный округ
Традиционный обряд, совершавшийся в период перелета птиц весной и осенью.
Годичный цикл у селькупов издревле делился на два сезона – зимний (кэт) и летний (таӈы). Предвестником окончания зимнего сезона были небесные перемены в марте (лимбый ират – месяц орла). Начало нового летнего сезона приравнивалось к времени весеннего прилёта птиц.
Во время празднования из первой добытой дичи и перелётных птиц совершалось жертвоприношение небесным духам тепла и плодородия.
Во время жертвоприношения люди благодарили духов и просили у них скорого наступления лета, возвращения перелётных птиц, здоровья всем людям и плодородной осени.
В настоящее время существует смешанная форма праздника, так как бытует в традиционной среде, так и на сцене, организованная форма, встроенная в городскую праздничную культуру.
АПРЕЛЬ
День ворона - «Харна яля»: начало апреля, Ненецкий автономный округ
День ворона издревле празднуют коренные народы Севера, они считают эту птицу покровительницей женщин и детей. Ворон одним из первых прилетает на Север, и для коренных народов эта птица – символ возрождения природы и жизни.
Ханты народный праздник «Вороний день» - «Ворба емаб хатл»: начало апреля, Ямало-Ненецкий автономный округ.
Праздник отмечают ханты и ненцы Приуралья и юга Ямальского района.
«Ворба хатл» - праздник народа ханты. В нем отразились ранние представления хантыйского народа о мире, природе, его обычаи, традиции. По представлениям народа ворона является покровительницей женщин и детей. В образе Калтащ Ангки – прародительницы всех людей - Небесной Богоматери с лучом солнца посылает душу новорожденного.
Праздник является одним из главных праздников народа ханты, символизирующим наступление весны, прилет птиц, зарождение новой жизни. Он дает возможность встретиться родственникам на священном месте для проведения совместных обрядовых действий, общения, отдыха.
В день праздника проводится поклонение главному богу Нум Турому, домашним духам. Родственники ездят в гости друг к другу, совершают обряды жертвоприношения (кровные и бескровные), дарят подарки. Женщинам, девочкам дарят платки, отрезы сукна, ткани на платье. В этот день все веселятся, поют, танцуют, проводят игры. Накануне праздника женщины - матери пекут калачи, утром подвешивают на березу и будят детей со словами: «Дети, вставайте! Ворона прилетела, калачи с тобольской земли принесла!». Во время праздника проводится обряд поклонения трем Мирам народа ханты - Верхнему, Среднему, Нижнему: на березу вешаются лоскутки ткани, ленточки. По верованиям народа ханты дерево является связующим звеном между тремя мирами.
Поклоняющиеся встают лицом к солнцу около накрытых для духов столов, делают по три поклона, опуская голову до груди, затем, подняв голову, медленно поворачиваются вокруг своей оси по ходу солнца. Повороты с поклонами повторяются три раза.
В настоящее время существует смешанная форма праздника, так как бытует в традиционной среде, так и на сцене, организованная форма, встроенная в городскую праздничную культуру.
«Пуазпыннье екесьпайй»: первое воскресение апреля, Мурманская область, Ловозеро
Проводы оленеводов в тундру. Провожают оленеводов, чествуют старейшин, посвящают молодых в оленеводы, чаепитие, концерт, можно сказать посиделки
Областной фестиваль детского творчества коренных малочисленных народов «Элим», Кемеровская область, г. Мыски
Гонка на собачьих упряжках «Надежда», Чукотский автономный округ
Спортивные состязания на собачьих упряжках
Спортивный праздник «Бега», Чукотский автономный округ
Культурно-спортивный фестиваль оленеводов «Ръилет», Чукотский автономный округ
Обрядовый праздник Шачиг – (ледоход), Кемеровская область
Проводится на святых местах, возрожден с 2001 года по инициативе семьи Тудегешевых.
Конкурс Кен-Кыс (Краса Шории), Кемеровская область
Фестиваль саамской музыки «Моайнас ланнъ», Последняя суббота апреля (28 апреля 2012 года), Мурманская область, Оленегорск
Песенный фестиваль саамской луввьт и традиционного исполнения песен. Принимают участие все, кто умеет или научился исполнять традиционную песню.
Также проходит детский театральный фестиваль «Моайнас ланнъ» - «Сказочная страна». Участники - дети и молодежь до 18 лет. Показываются театральные постановки исключительно на саамском языке.
МАЙ
Праздник «Рождение оленят» - начало мая, Ненецкий автономный округ
Май - самый ответственный месяц. Май год кормит, потому что от того, сколько оленят удастся сохранить от тундровых хищников и майской непогоды, зависит и благополучие оленеводов в последующие месяцы года. Олень для ненца - это символ жизни, а рождение СУ"ЛЯКО (олененок) означает, что жизнь продолжается! Опытные оленеводы заранее выбирают место для выпаса важенок (оленьих, будущих мам). Там должно быть много проталин, чтобы оленята не рождались на снег, и много ягеля, чтобы стадо не разбредалось в поисках корма.
Районный конкурс Кен-Кыс , Кемеровская область, Таштагольский район
Конкурс красоты
«День славянской письменности и саамского слова» - 24 мая, Мурманская область, г.Мурманск и поселения области
Праздник посвящен языку, письменности. В библиотеках проводятся круглые столы, чтения, презентации выпущенных книг.
Традиционный праздник народа селькупы «Рассвет северной земли» - обряд «Прилёт птиц», г. Тарко-Сале, Пуровский район, Ямало-Ненецкий автономный округ
Обряд является главным годовым праздником, символизирующим переход от одного времени года к другому. Он давал возможность встретиться всем семи родам селькупов на одном священном месте для проведения совместных обрядовых действий.
ИЮНЬ
Детский праздник шорского букваря «Пайрам-Пичик», 1 июня, Кемеровская область
Саамские летние игры - Вторая суббота июня (9 июня 2012 года), Мурманская область
Спортивные состязания по национальным видам, концерты, выставки рукоделия, традиционная еда
Вепсский праздник «Древо жизни», Второе воскресенье июня (10 июня 2012 года), Ленинградская область, в месте традиционного проживания вепсов – с. Винница Подпорожского района
Первый праздник (фестиваль) вепсской культуры «Древо жизни» (вепсское название «Elon pu») состоялся 14 июня 1987 года в с. Винницы. Для вепсов Ленинградской области его проведение явилось возвращением народа в местную «историю», своеобразным актом их официального признания.
Символикой праздника избрано «Древо жизни» – как образ, связанный в мифологических и религиозных представлениях с вечной жизнью: рождение, рост, цветение и плодоношение. По идее организаторов праздника его образ олицетворял возрождающееся древо вепсской культуры, где корни древа рассматриваются как мир ушедших предков, ствол - мир живых, а ветви и листья - мир существующих и будущих потомков. Такой символ должен был отразить стремление вепсов к возрождению интереса к своим корням, передаче народных традиций от поколения к поколению, а также способствовать осознанию вепсским народом себя частью могучего древа финно-угорской общности.
На главной сценической площадке возвышается символ «Древа жизни», вокруг которого разыгрывается спектакль из сюжетов «Калевалы» - постановка, повествующая о рождении мира и огня, о небесной охоте, об испытании героя.
На праздник приглашаются вепсские фольклорные групп и исполнители из всех районов проживания вепсов, а также известные фольклорные коллективы родственных народов: от карелов - «Карьяла» из Петрозаводска, от финнов-ингерманландцев -«Рюнтюшки» из п. Рапполово Ленинградской области, от эстонцев - «Хеллерво», от саами- «Ойяр» из пос. Ловозеро Мурманской области, а также фольклорные ансамбли Петрозаводского и Пермского университетов
Праздник первой рыбы, Камчатский край, г.Петропавловск-Камчатский, г.Вилючинск, г.Елизово и в большинстве сел Камчатского края
Это традиционный праздник, когда аборигены встречают первого лосося в камчатских реках.
Начинается праздник с главного обряда - приветствия рыбы и заведения ее в водоем, где она продолжает свой род, преподносятся дары Природе, Огню, Воде. В программе праздника концертная программа национальных коллективов, проводятся конкурсы, игры. В последние годы организуется показ национальных причесок, национальных костюмов. Все желающие могут отведать уху.
Праздник Первой рыбы, Ямало-Ненецкий автономный округ
Праздник проводится после ледохода во время первого лова рыбы. Мероприятие включает проведение концертной программы в исполнении творческих фольклорных коллективов и исполнителей, упрощенных обрядов северных народов Ямала (ненцы, ханты, коми), спортивных состязаний, приготовление ритуальной трапезы.
Фольклорный эвенский праздник «Нургэнэк» (Встреча Нового года по эвенскому календарю), 20-21 июня (в дни солнцестояния), Камчатский край, село Анавгай, стойбище «Мэнэдек»
По традиции в программе праздника: эвенский обряд очищения можжевельником и приношение огню «Улекич»
По традиции «Нургэнэк» открывается детским фольклорным праздником «Нургэнэкэкэн». Участники праздника знакомятся с быстринскими мастерами традиционного декоративно-прикладного творчества. В течение дня гостей и участников праздника ожидает интересная программа: выступления национальных коллективов Быстринского района и ансамблей из других сел и города Петропавловска-Камчатского, национальные конкурсы.
Ровно в полночь под звуки бубна проводится обряд встречи нового Солнца и нового Года по эвенскому традиционному календарю. Все участники праздника принимают в нем участие, берутся за руки, исполняют танец «Норгали», круг символизирует солнце, а руки – солнечными лучами.
Юкагирский праздник «Шахадьибэ» («Встреча солнца»), 22 июня, Республика Саха (Якутия)
«Шахадьибэ» - в переводе с юкагирского языка «общенациональное собрание», или «собрание всех племен». Данное собрание происходило в начале июня в местности Прорва, недалеко от устья реки Ясачной. В прошлом, вплоть до 30-х годов ХХ века, весной после вскрытия рек ото льда, собрав всю зимнюю и весеннюю добычу, одулы Ясачной, Поповки, Коркодона и других притоков верховий Колымы спускались на лодках и плотах до устья, а затем вниз по Колыме до устья реки Ясачной.
Национальный праздник в начале лета есть действо, во время которого показывается главному покровителю – Солнцу мир, любовь и согласие, чтобы и рыбы, и звери, и птицы жили так же дружно, не разбегались по разным направлениям, давали возможность ловить их в большом количестве. Кроме того, таким воздействием добивалось искоренение междоусобной вражды,
большей поддержки друг друга, это способствовало установлению брачных связей.
Праздник начинается с «кормления» огня: старейший мужчина произносит обращения к Солнцу, духам стихий – огня, воды и кормит огонь мясом, рыбой и т.п., затем проводятся праздничный концерт и ярмарка. Перед встречей Солнца мужчины и дети соревнуются в состязаниях на ловкость и силу. Состязания включают в себя гонки на ветках (небольшие лодочки), борьбу, прыжки по кочкам, метание баласа, поднятие тяжестей, игру в мяч – «юкагирский футбол» - похожий на современный футбол, только вместо мяча крепко скатанный кусок шкуры сохатого, цель игры – занести «мяч» за черту ворот.
Главным моментом праздника является встреча восхода Солнца, в это время юкагиры проходят через своеобразные арочные ворота и по ним легонько ударяют веточками лиственницы, что символизирует очищение. После этого присутствующие начинают танцевать круговой танец «лондол», в центре круга которого танцует пара солистов.
Обряд «Кормление духа – хозяина моря», 23 – 24 июня 2012 года, Сахалинская область, г. Поронайск
С 2008 года этот праздник проходит на берегу залива Терпения. Обряд «Кормление духа-хозяина моря» проводят уважаемые люди – старейшины из числа коренных малочисленных народов Севера (существуют специальные критерии отбора, по которым доверяют проведение обряда).
Для его проведения специально изготавливают ритуальное блюдо, в него укладывают пищу, приготовленную для задабривания духов.
Суть обряда состоит в том, что старейшины (мужчина и женщина) просят «хозяев» стихий милости во время путины, ведь по народному мировосприятию Человек и Природа является единым целым, и они не могут «бороться» друг с другом.
Заручившись поддержкой духов-хозяев с помощью кормления, подношение им человеческой пищи люди осуществляют профессиональные действия. Умение и их трудовые навыки плюс полученное позволение, соблюдение запретов обеспечивает удачный исход любого промысла. Каждый раз по этому обряду сопутствовал большой праздник.
Проводились игрища, детские и взрослые национальные спортивные игры, выступление национальных творческих коллективов, дегустация блюд национальных кухонь, выставка-распродажа национальных декоративно-прикладных изделий.
Официальным организатором проведения областного традиционного праздника-обряда «Кормление духа – хозяина моря» является Региональный совет уполномоченных представителей коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области (далее – Региональный совет) с участием Местной общественной организации коренных малочисленных народов Севера Поронайского района при официальной поддержке отдела коренных народов Севера аппарата Губернатора и Правительства Сахалинской области.
Традиционный кетский праздник «День реки»: последнее воскресенье июня (24 июня 2012 года), Красноярский край, Туруханский район, п. Келлог
У кетов бытует поверье, что, как поздороваешься с речкой во время пробуждения от зимней спячки, зависит ее благая воля к людям. С издавна, когда трогался «Елогуй», кеты радовались. Собирался народ стойбища на берегу реки, готовили угощения, обращались к реке со словами благодарности за то, что дает человеку питьё и пищу. Просили о том, чтобы не забирала к себе людей, а давала им здоровье и благополучие. Реке дарились украшения из бисера, старики наставляли детей: «Относись к реке по-доброму, и она будет к тебе добра». В рамках празднования, совершается традиционный обряд «кормление реки», проводятся различные состязания: гонки на лодке - ветки, приготовление национальных блюд: рыба на рожне, уха, приготовление рыбных пирогов, разделывание рыбы на юколу. Проводятся спортивные состязания по национальным видам спорта. В завершении праздника жюри объявляют долгожданные результаты состязаний и награждают участников призами.
Праздник «Пайрам»: вторая декада июня, Кемеровская область
Спартакиада коренных малочисленных народов Кемеровской области
Проводятся с 1995года. Инициатором их проведения был таштаголец, шахтер по профессии, Николай Макарович Челбогашев (род Челей), который безвременно ушел из жизни в 2004 году.
Открытый районный ханты фольклорный фестиваль «Ван рутат», Шурышкарский район, Ямало-Ненецкий автономный округ