Предложения Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации к проекту федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 1 декабря 2010г.
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией и законодательством РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права должен обеспечить правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурно-языкового развития коренных малочисленных народов РФ в сфере образования с учетом организации образовательного процесса в условиях их традиционного (кочевого, полукочевого) образа жизни.
Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ вносит предложения, составленные на основе анализа законодательства в области прав коренных малочисленных народов РФ, рекомендаций международных и всероссийских мероприятий и обращений представителей региональных общественных организаций.
ПЕРВОЕ. В Российской Федерации проживают 46 коренных малочисленных народов, языки которых не являются языками обучения в системе образования Российской Федерации и изучаются в качестве учебного предмета, факультатива, кружка.
В связи с этим необходимо
в пункт 2.12 cтатьи 3 Основные принципы правового регулирования отношений в сфере образования Главы 1. Основные положения
внести дополнительный абзац:
обеспечение прав граждан Российской Федерации на изучение родного языка.
ВТОРОЕ. В целях обеспечения прав коренных малочисленных народов на сохранение и развитие родного языка, закрепленного в п.1. статьи 10 ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» и повышения ответственности субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за сохранение и развитие языков коренных малочисленных народов РФ необходимо
в пункт 9 cтатьи 8 Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации Главы 1. Основные положения
внести дополненный абзац в конце пункта:
Вопросы изучения родных языков коренных малочисленных народов РФ в местах их компактного проживания регулируются законодательством субъектов РФ и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.
ТРЕТЬЕ. Определение языка обучения и изучение родных языков по статье 9 ФЗ «О языках народов Российской Федерации» возлагается на учредителей образовательных учреждений. В связи с этим
в пункт 9 статьи 8 Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации Главы 1. Основные положения
следует внести дополнительный подпункт:
Язык (языки) обучения, на котором ведется воспитание и обучение в образовательном учреждении, и родные языки, которые изучаются в образовательном учреждении, определяются учредителем (учредителями) образовательного учреждения и (или) уставом образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
ЧЕТВЕРТОЕ. В целях обеспечения государственных гарантий права граждан на изучение родных языков народов РФ на муниципальном уровне и повышения ответственности органов местного самоуправления за сохранение и развитие родных языков народов РФ
в пункт 1 статьи 14 . Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования Главы 1. Основные положения
необходимо добавить подпункт в следующей формулировке:
Определение языка обучения и воспитания, а также изучения родных языков в дошкольных и общеобразовательных организациях.
ПЯТОЕ. В целях обеспечения гарантии прав обучающихся на изучение родного языка при реорганизации и ликвидации образовательных организаций следует
в пункт 12 статьи 25 «Создание, реорганизация и ликвидация образовательных организаций» Главы 2 Система образования
внести дополнение «и на изучение родного языка и культуры» после слов «на получение бесплатного образования».
ШЕСТОЕ. Необходимость обеспечения прав детей, ведущих с родителями кочевой и полукочевой образ жизни, на получение дошкольного и общего образования, а также прав родителей на совместное проживание с детьми и создания условий сохранения и развития традиционных видов хозяйствования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ требуют функционирования образовательных организаций в условиях их традиционного образа жизни, связанного с оленеводством, рыболовством. В связи с этим предлагаем соответствующие дополнения.
В пункт 2 статьи 90 Дошкольная образовательная организация Главы 10 Дошкольное образование
добавить как вид дошкольной образовательной организации
Кочевой детский сад – дошкольная образовательная организация, которая реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в условиях кочевого и полукочевого образа жизни коренных малочисленных Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
В пункт 2 статьи 94 Общеобразовательная организация Главы 11. Общее образование
включить как вид общеобразовательной организации
Кочевая общеобразовательная школа – вид общеобразовательной организации, которая реализует основные общеобразовательные программы одной или нескольких ступеней общего образования на базовом уровне в условиях кочевого и полукочевого образа жизни коренных малочисленных Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Предложения направлены в Министерство образования и науки РФ и на сайт общественного обсуждения законопроекта:
http://zakonoproekt2011.ru/edu/01-12-2010<\/u><\/a>
--
Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ
-----------
119415 Москва а/я 110
тел: (495) 748-31-24
факс: (495) 748-49-59
e-mail: raipon@raipon.info
www.raipon.info