ВВС
|
| moderator
|
Сообщение: 618
Зарегистрирован: 07.03.10
Откуда: Россия, Ловозеро
|
|
Отправлено: 23.02.12 18:42. Заголовок: Резолюция 2 Конгресса КН БЕАР на русском языке
Сегодня, как член РГКН, получила Резолюцию 2 Конгресса КН БЕАР на русско языке: Резолюция 2-ого Конгресса по вопросам коренных народов Баренцева региона в 2012 году Единогласно принята 2-м Конгрессом по вопросам коренных народов Баренцева региона в 2012 году, Киркенес, 9-10 февраля Руководствуясь целями и принципами Декларации ООН по правам коренных народов, принятой на Генеральной ассамблее в 2007 году, в духе добросовестного выполнения и в соответствии с обязательствами, принятыми Странами по Уставу ООН, Особо напоминаем о следующих положениях Декларации по правам коренных народов ООН: Коренные народы имеют право на самоопределение и в соответствии с этим правом могут свободно определять свой политический статус и свободно следовать курсу своего экономического, социального и культурного развития. Право коренных народов на самоопределение включает в себя право на автономию и самоуправление в рамках решения внутренних и локальных вопросов, а также право на способы и средства для финансирования своих автономных функций. Коренные народы имеют право участвовать в процессе принятия решений по вопросам, касающимся их прав, через представителей, выбранных ими в соответствии с их процедурами; а также поддерживать и создавать свои собственные учреждения коренных народов, принимающие решения. Страны должны консультировать и добровольно сотрудничать с заинтересованными коренными народами через их представительские учреждения для того, чтобы получить свободное, предварительное и информированное согласие коренных народов до принятия и внедрения законодательных или административных мер, которые могут оказать влияние на коренные народы. Коренные народы имеют право на земли, территории и ресурсы, которыми они исторически владели, занимали или иначе использовали или приобретали. Коренные народы имеют право владеть, использовать, развивать и контролировать те земли, территории и ресурсы, которыми они владеют на основании традиционного права на собственность или другого традиционного заселения или использования, а также те земли, территории, ресурсы, которые они приобрели иным образом. Коренные народы имеют право определять свою собственную идентичность или членство в соответствие со своими обычаями и традициями. Коренные народы имеют право определять и развивать приоритеты и стратегии для развития и использования своих земель, территорий и других ресурсов. Страны должны консультировать и добровольно сотрудничать с заинтересованными коренными народами через их представительские учреждения для того, чтобы получить свободное, предварительное и информированное согласие коренных народов до одобрения любого проекта, оказывающего влияние на земли, территории и другие ресурсы коренных народов, особенно связанные с добычей, использованием и разработкой минеральных, водных и других ресурсов. Признаём, что создание Баренцева Евро-Арктического Совета (БЕАС) в 1993 году, для участия в котором впервые были приглашены коренные народы региона, является важной вехой в признании прав коренных народов, Рады отметить тот факт, что коренные народы были недавно приглашены к участию на всех уровнях в сотрудничестве в рамках БЕАС; кроме того, для этого были частично выделены денежные средства, Приветствуем заинтересованность, выраженную в Совместной Коммюнике XIII-ой сессии БЕАС в Кируне 12 октября 2011 года, в которой подчёркивается, что БЕАС продолжает обращать внимание на сложности, возможности и традиционное знание коренных народов Баренцева региона, а также на их включённость в сотрудничество в сферах образования, молодёжного сотрудничества, общественного здоровья, культуры, спорта, традиционных видов деятельности и экономики в целом, защиты окружающей среды и улучшения инфраструктуры в духе Декларации ООН по правам коренных народов. БЕАС подчёркивает важность сотрудничества с коренными народами и между ними, а также особо выделяет важность охраны культурного наследия этих групп, Рады отметить, что из приоритетов норвежского председательства в Баренцевом Евро-Арктическом Совете в 2011-2013 годах ясно следует, что они будут и дальше поддерживать Рабочую группу по коренных народам и способствовать усилению её сотрудничества с другими действующими лицами в регионе, Приветствуем заявление Австралии, Канады, Новой Зеландии и Соединённых Штатов Америки о поддержке Декларации Объединённых Наций по правам коренных народов, Отмечаем поддержку Совета по правам человека ООН в июле 2011 года Отчёта Специального представителя Генерального Секретаря по вопросам прав человека и транснациональным корпорациям и другим коммерческим предприятиям Джона Руджи «Главные принципы в сфере бизнеса и прав человека: реализация программы ООН «Защищай, уважай и исправляй» (“Protect, Respect and Remedy”), нового набора главных принципов в сферах бизнеса и прав человека, созданных, в первую очередь, для обеспечения мировых стандартов по предотвращению и работе с рисками злоупотребления правами человека, связанными с ведением бизнеса, Приветствуем создание нового органа ООН, Рабочей группы по вопросам прав человека и транснациональным корпорациям и другим коммерческим предприятиям, и их рамочную работу по продвижению эффективного и всеобъемлющего распространения и внедрения Главных принципов в сфере ведения бизнеса и прав человека, реализацию программы ООН «Защищай, уважай и исправляй», а также определения, обмена и продвижения хороших практик и выученных уроков по реализации Главных принципов, Приветствуем новый вариант Ключевых принципов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) для мультинациональных предприятий, принятый в 2011 году на 50-ой годовщине, встрече министров в мае 2011 года. Ключевые принципы ОЭСР для мультинациональных компаний включают в себя многообещающие рекомендации для ответственного ведения бизнеса, которым 43 придерживающиеся их правительства – представляющие все регионы мира и составляющие 85 % прямых иностранных инвестиций – призывают следовать свои компании, где бы они ни работали. Например, компании должны уважать права людей, принадлежащих к особым группам, а также народов, требующих особого внимания в связи с риском нарушения прав человека. В этой связи эти рекомендации отсылают нас к инструментам Объединённых Наций, связанным с правами коренных народов, людей, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным или языковым меньшинствам, женщин, людей с ограниченными возможностями, рабочих-мигрантов и их семей, Рады отметить заявление Специального докладчика по вопросам коренных народов Джеймса Анайи в Совете по правам человека на Восемнадцатой сессии Совета по правам человека о том, что он будет продолжать работу в направлении актуализации прав коренных народов и связанных с ними институциональных гарантий в контексте добычи полезных ископаемых и проектов добывающей промышленности, оказывающих влияние на территории, заселённые коренными народами с целью предоставления Совету особого руководства или ряда принципов в 2013 году, Отмечаем с интересом доклад и рекомендации Специального докладчика по вопросам коренных народов Джеймса Анайи относительно ситуации с правами человека и основными свободами коренных народов, а также его исследование положения коренных народов в Российской федерации в свете актуальных международных стандартов, связанных с правами человека, Приветствуем доклад и рекомендации Специального репортёра по правам коренных народов Джеймса Анайи по ситуации саами в регионах Сапми (Sapmi) Норвегии, Швеции и Финляндии, Приветствуем также желание со стороны северных стран и саамских парламентов возобновить переговоры, начатые в 2011 году, относительно принятия Северной саамской конвенции, Приветствуем решение Генеральной ассамблеи ООН об организации Всемирной конференции по вопросам коренных народов в 2014 году. Место проведения, а также форма и методы конференции будут обсуждаться в рамках неограниченных по времени переговоров между странами-участницами и представителями коренных народов, Признаём, что существующие консультативные договорённости ООН для негосударственных организаций препятствуют участию управляющих органов коренных народов, включая традиционные организации коренных народов и парламенты коренных народов, в процессах принятия решений в ООН, Приветствуем предложение Экспертного Механизма ООН по правам коренных народов, озвученное на его 4-ой сессии, Совету по правам человека ООН о том, чтобы Совет содействовал тому, чтобы Генеральная ассамблея ООН приняла соответствующие срочные меры, которые будут обеспечивать участие управляющих органов и учреждений коренных народов, включая парламенты коренных народов и другие управляющие организации, в ООН, Приветствуем приглашение коренных народов Саамским парламентом Норвегии на глобальную подготовительную встречу коренных народов к Всемирной конференции коренных народов, которая состоится в Альте, Норвегия, в 2013 году для сбора стратегий и информации от коренных народов для Всемирной конференции в 2014 году. Пришли к соглашению относительного следующего: Необходимо дополнительное национальное законодательство для регуляции взаимодействия между промышленными и добывающими компаниями и сообществами коренных народов в Баренцевом регионе, в котором будет уделяться особое внимание праву коренных народов на консультирование относительно расширяющейся промышленной деятельности, которая может повлиять на них, а также правам на компенсационные меры и меры по минимизации ущерба. Законодательство должно включать в себя стандарты и модели для консультационных механизмов между коренными народами и промышленными и добывающими предприятиями, соответствующие актуальным международным стандартам, а также вводить требование проводить исследования, оценивающие этнографическое воздействие, и гарантировать, что природные ресурсы распределяются с учётом их устойчивой долговременной пользы. Важно отметить, что право коренных народов получать консультации относительно решений, которые могут затронуть их, должно защищаться всегда, когда промышленные разработки оказывают воздействие на их сообщества, в т.ч. в тех случаях, когда нет формально признанной государством территории или иного признанного права на землепользование. Правительства должны ввести надёжные методы для мониторинга промышленных проектов – дамб, горной промышленности, ветроэнергетических проектов и оффшорных нефтегазовых месторождений – для того, чтобы гарантировать полное соблюдение права голоса коренных народов по этим вопросам, права на компенсационные меры и меры по минимизации ущерба. Коренные народы могут быть перемещены только с их свободного, предварительного и информированного согласия и после соглашения на честную справедливую компенсацию и, где возможно, с выбором вернуться. Если коренное сообщество или народ предоставляют своё свободное, предварительное и информированное согласие на перемещение, очень важно, чтобы представители правительства и заинтересованного коренного сообщества или народа пришли к взаимному согласию относительно места перемещения, и чтобы права коренных народов на землепользование и пользование природными ресурсами были законодательно гарантированы; кроме того, они должны получить компенсацию и всю необходимую финансовую и техническую поддержку для того, чтобы организовать своё новое сообщество по собственному выбору. В свете права коренных народов на самоопределение с учётом их экономического развития важно гарантировать установление всеохватывающего прогрессивного правового и политического курса, учитывающего эволюционный характер культуры коренных народов, принципы природопользования и экономические отношения. Некоторые важные меры по защите оленеводства и других традиционных видов экономической деятельности уже существуют, и они должны быть усилены и успешно внедрены. Национальные и региональные правительства должны также поощрять и поддерживать предпринимательство коренных народов не только в тех экономических сферах, которые ограничены малочисленными традиционными видами деятельности и, таким образом, укреплять сообщества и делать возможным самоуправление, создание рабочих мест и самодостаточность. Поддержать Федеральное правительство России в следующих шагах, направленных на признание прав коренных народов и улучшение ситуации коренных народов в России: Предложить российскому правительству, признавая его поддержку Декларации по правам коренных народов ООН, принять участие во всестороннем анализе законов и политических стратегий Российской федерации, чтобы гарантировать их совместимость с Декларацией, и предпринять дальнейшие скоординированные действия по внедрению стандартов Декларации в рамках конкретного контекста коренных народов в России, Поощрить представительство коренных народов в институциональных учреждениях Российского государства на федеральном и региональном уровнях. Работа в этой сфере делает необходимыми шаги по усилению и дальнейшему развитию официальных механизмов, гарантирующих, что коренные народы получают адекватные возможности для политического участия; а законодательство должно гарантировать, что мнение коренных народов учитывается в соответствии с международными стандартами в тех случаях, когда принимаются правовые, политические или административные решения, касающиеся их. Федеральные и региональные правительства должны поощрять и поддерживать создание гражданских организаций коренных народов для обеспечения их более полного участия во всех сферах жизни общества, Федеральные и региональные российские правительства должны рассмотреть идею создания парламентских советов или ассамблей коренных народов для представления коренных народов и их участия в текущих правовых и политических преобразованиях, что уже было, по крайней мере, в некоторой степени реализовано в некоторых регионах. Поскольку традиционные лидерские структуры и обычное право переживают своё возрождение, они должны быть признаны в развитии механизмов, гарантирующих участие коренных народов и местное самоуправление. Поддержать усилия Саамской ассамблеи Мурманской области по созданию партнёрства с региональным правительством для устойчивого развития коренных народов в мурманской области. Рекомендовать правительству Мурманской области поддержать деятельность Саамского парламента Мурманской области. Призвать правительства БЕАР поддержать деятельность коренных народов БЕАР по созданию органов самоуправления, увеличению их возможностей и обмену опытом в этой сфере. Напомнить о рекомендациях Специального докладчика по вопросам коренных народов Джеймса Анайи относительно ситуации с народом саами в регионах Сапми (Sapmi) Норвегии, Швеции и Финляндии, включая то, что Северные страны должны продолжать усиленно работать над легитимизацией права коренных народов на самоопределение и большее участие в процессе принятия решений относительно тех сфер, которые касаются их. К этому идеалу можно в некоторой степени приблизиться с помощью более эффективных консультационных договорённостей, стремящихся гарантировать, что решения, напрямую затрагивающие саами, принимаются только с их свободного, предварительного и информированного согласия. Кроме того, в переговорах с Саамскими парламентами страны должны согласовать вопрос об особых территориях, в границах которых Саамские парламенты могут выступать как главные или единственные лица, ответственные за принятие решений, особенно по вопросам, непосредственно касающимся саами, включая внутренние и местные проблемы, в частности, такие как языки, культуры, земли, традиционные ресурсы и жизнедеятельность. Предложить правительствам Финляндии, Норвегии и Швеции в сотрудничестве с Саамскими парламентами поучаствовать во всестороннем анализе законодательства и политических стратегий соответствующих стран, чтобы гарантировать их совместимость с Декларацией ООН и предпринять дальнейшие скоординированные действия по внедрению стандартов Декларации в рамках конкретных контекстов коренных народов этих стран. Рекомендовать правительствам БЕАС внедрить Главные принципы в сфере бизнеса и прав человека ООН и Ключевые принципы ОЭСР для многонациональных предприятий для уважения прав людей, принадлежащих к особым группам, а также народов, требующих особого внимания в тех случаях, когда есть риск нарушения прав человека. Предложить Специальному докладчику от ООН по правам коренных народов включить в свою работу исследование влияния добычи природных ресурсов и других добывающих проектов на территории коренных народов в Баренцевом регионе и Арктике, в его работе наметить особые рекомендации и принципы по Бизнесу и правам коренных народов. Приветствовать решение Генеральной ассамблеи ООН по организации Всемирной конференции по коренным народам в 2014 году, а также инициативу Саамского парламента Норвегии организовать подготовительную конференцию коренных народов к Всемирной конференции, которая будет проведена в Альте, Норвегия, в июне 2013 года. Приветствовать и полностью поддержать резолюцию, принятую на открытой Встрече-Мозговом Штурме коренных народов к Всемирной конференции коренных народов 2014, прошедшей в Копенгагене, Дания, 13-14 января 2012 года и выразить согласие с тем, что требования, вошедшие в резолюцию, являются минимальными условиями для полного и эффективного участия коренных народов во Всемирной конференции. Призвать Генеральную ассамблею Объединённых Наций принять особую резолюцию по методам Всемирной конференции по коренным народам, полностью принимая во внимание резолюцию, принятую на открытой Встрече-Мозговом Штурме коренных народов к Всемирной конференции коренных народов 2014, прошедшей в Копенгагене, Дания, 13-14 января 2012. Призвать Президента Генеральной ассамблеи Объединённых Наций назначить предложенного со-организатора от коренных народов вместе с организатором, выдвинутым государством, для работы над методами Всемирной конференции и поддержать кандидатуру Джона Хенриксена, представителя Саамского Парламентского Совета, на должность со-организатора от коренных народов. Призвать Страны и другие организации обеспечить финансирование для полного и эффективного участия коренных народов во Всемирной конференции по коренным народам, включая процесс подготовки, и рекомендовать Генеральной ассамблее Объединённых Наций расширить мандат Фонда добровольных взносов коренных народов для покрытия также процесса Всемирной конференции.
|