Семён Пальчин: «За правовыми актами людей не видно. Хуже несовершенства законов — тупое их исполнение»
Экономическое развитие коренных народов сводят к минимуму. Фото Александра ПАНИОТОВА
«У тундровика нет возможности сесть на электричку, доехать до дачи и вырастить там картошечку и огурчик, — говорит Семён ПАЛЬЧИН, уполномоченный по правам коренных малочисленных народов. — Он живёт только промыслом. Природа Таймыра обеспечивает его только на 40–60% от официального прожиточного минимума. При условии, что все квоты, которые выделяет государство на добычу рыбы, достаются местному населению. Но они этого не получают!»
До первой рюмки
— Северные, самые продуктивные рыбопромысловые участки первыми выставили на конкурс. Далеко не все они достались местному населению, испокон веков добывавшему там рыбу. Как люди выходят из положения?
— Хуже несовершенства федеральных законов может быть только тупое их исполнение на местах. Хорошо, что поднялись рыбаки-любители по всей России. Коренных никто бы и не заметил. Государство такие условия создало, что даже законопослушный гражданин начинает чихать на закон. У коренных нет других средств для выживания, кроме промысла. Сейчас всё зависит от воли тех, кто выиграл конкурс. Если это местные люди, договариваемся. И те, кто на этом участке всегда рыбачил и охотился, остаются.
— А если приходит чужой человек?
— Его никто не может остановить. Он на одну копейку больше в бюджет заплатил — территория его, потому что в законе не записан приоритет за коренными. И сейчас выигрывают конкурсы и рудари, и пожарные. Он сутки отработал, трое — свободен. Живёт в городе, есть доступ в Интернет, к документам, он легко выигрывает. Мы его увещеваем: у тебя же есть доход на основном месте работы, имей совесть.
— Надеяться на совесть в этой ситуации как-то странно. Наверняка договариваются по принципу: у кого карабин, тот и прав?
— Я всегда говорю: не дай бог дойдёт до ситуации «Ваше слово, товарищ маузер». Появился предприимчивый рыбак, выиграл конкурс на промысловый участок, куда ездил весь посёлок, и всех выгнал. Закон вроде бы соблюдён. Наш народ ведь спокойный, ушёл на другое место, менее продуктивное, но обиду затаил. А это до первой рюмки.
Учитесь у Сперанского
— Проблема промысловых участков не нова. Её решали едва ли не в каждом веке. Что говорит исторический опыт?
— Лучше всех эту проблему решил Сперанский в 1822 году: «Утверждаются во владении кочующих земли, ныне ими обитаемые». Ну, почему сейчас не сделать так же? У меня есть большие сомнения, что при всём многообразии коренных малочисленных народов России можно в одном центре учесть все нюансы. На уровне федерации должны быть определены общие принципы, а тонкости пусть определяют регионы. Раньше так и было. А сейчас мы стремимся к правовому государству, и всё так зарегулировали правовыми актами, что за ними не видим людей.
— Поголовье оленей растёт, госпрограммы по разведению действуют. Может, спасение — в оленеводстве?
— Оленеводы возвращаются к натуральному хозяйству только для себя. Продукцию никуда не сдают, шкуры выбрасывают. Практически не внедряются перерабатывающие технологии, достижения ветеринарии и науки. Современный перерабатывающий цех может быть таким, что от оленя останется только вздох. У него всё используется: шкура, железы внутренней секреции. Ямал кровь в Китай успешно продаёт. Но такой перерабатывающий цех стоит 1 млн евро. Оленеводу никогда его не купить.
— Традиционные места промыслов сегодня выделяются под разработку месторождений. Можно ли объединить интересы добывающих корпораций и местного населения?
— Когда я разговариваю с нашими оленеводами, они мне кажутся большими государственниками, чем кто-либо. Они понимают, что разработка месторождений необходима. Это деньги врачам, учителям, пенсионерам. Но пусть это приносит и непосредственную пользу. Нефть фактически бьёт ключом из-под земли. Почему не сделать мини-переработку, чтобы хватило для местных котельных? Или, скажем, в 40 км от посёлка Носок, где живут 1800 человек, проходит газопровод. Почему нельзя сделать к нему ветку? Конечно, первоначальные затраты будут, но головную боль с северным завозом мы забудем навсегда.
Губернатор задумался
— Хотят ли сами северные народы сохранять свой традиционный уклад?
— Хотят. Но их жизнь почему-то пытаются подгонять под старую. А потребности-то уже другие. У тундровика есть мотор, «Буран». Он хочет, чтобы были телевизор и Интернет, чистый чум, ошейники с системой слежения, по которым он всегда найдёт оленя. В минрегионразвития твердят о сохранении традиционного образа жизни. Но технологии быстро развиваются и народ движется им навстречу. Почему вы хотите загнать его в самодельную лодку, к самодельным снастям и коптящему очагу? Мы сегодня сводим до минимума экономическое развитие народов.
— Выделив дополнительные средства северянам, депутаты заявили: «Дети из школ-интернатов теперь смогут побывать у родителей не только на летних, но и на зимних каникулах». То есть раньше дети по девять месяцев не видели родителей!
— Всё мое поколение — интернатское. Но подход раньше был другой. Интернаты строили непосредственно там, где народ живёт. А сейчас дети учатся в Дудинке и полностью теряют связь с родными. Нам надо вернуться к прежней политике и строить в местах компактного проживания современные школы. Иначе коренные встанут перед выбором: бросить оленеводство и учить детей или оставаться безграмотными. И то, и другое погубит народ.
— По Северу принимается множество программ. Они приносят реальную пользу или так, для галочки?
— Движение к лучшему есть. Губернатор обеспокоен не меньше, чем кто-либо. Он сам был в посёлках, видел, как на самом деле люди живут. После этого он стал очень задумчивым.
ДОСЬЕ
Семён ПАЛЬЧИН родился в 1959 г. в посёлке Малая Хетта Усть-Енисейского района Красноярского края. Окончил Красноярский сельхозинститут. Работал директором совхоза «Тухард» родного района, замгубернатора Таймырского автономного округа. Избирался депутатом Верховного Совета СССР, депутатом Думы ТАО. Стоял у истоков создания Ассоциации коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока.
Лариса РЕПИНА
http://enisei.aif.ru/issues/699/17_01